Результаты исследования причин риска ухода детьми из дома

Специалистами ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» на основании протокола комиссии по делам несовершеннолетних Пружанского райисполкома от 20.12.2017 №28  и в соответствии с пунктом1.2 указанного протокола в марте 2018 года проведена работа по выявлению причин уходов из дома среди несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, воспитывающихся в замещающих и неполных семьях.

В исследовании, направленном на изучение причин уходов детей из дома, приняло участие 580 несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет. Так, в результате исследования выявлено, что 52 несовершеннолетним (9%) детям в своих семьях не хватает хорошей организации быта; радости общения не хватает 188 несовершеннолетним (33,4%); покоя и защищённости – 158 респондентам (28,2%). Чувство одиночества в семье испытывают 11 подростков (3,2%).

На вопрос «Что для тебя вечер дома?« 382 детей (68,2%) ответили, что хотели бы получить радость общения.  135 человека (24%) — возможность быть самим собой, побыть наедине с самим собой и                          3 респондента (0,5%) ответили, что для них является мучением и пыткой.

В результате анкетирования выявлено, что 7 человек (1,25%) уходили из дома. По мнению несовершеннолетних — 193  человека (34,5%) считают, что права школьников нарушают сверстники и одноклассники;                     114 подростков (20%) —  считают, что права школьников нарушают учителя; 65 подростков (11,6%) считают, что права школьников нарушает администрация школы; 49 человек (8,8%) — сотрудники милиции.

                По мнению подростков дети уходят из дома:

1) Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию – 17 человек (3%);

2) Хотят быть независимым, ищут приключений на улице – 157 человек (28%);

3) Не находят поддержки и понимания в семье, у родственников – 163 человек (29,2%);

4) Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей) – 103 подростка (18,3%);

5) Хотят хоть немного заработать денег для себя и семьи – 21 человек (3,8%);

6) Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания – 146 человек (26,2%);

7) Из-за постоянных конфликтов в семье – 190 человек (34%);

8) Получают много запретов и нареканий от родителей – 93 человек (16,6%);

9) Дома их бьют, унижают – 187 человек (33,4%);

10) Их «подталкивают» на это другие ребята — 53 человека (9,5%);

11) Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей – 74 подростка (13,2%).

Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что одними из основных причин ухода детей из дома могут являться:

— неустроенный образ жизни дома, неудовлетворительные условия проживания;

—  неудовлетворительная морально-психологическая атмосфера в семье, игнорирование родителями жизненных потребностей ребёнка, частые конфликты в семье (психологический дискомфорт от невнимания, равнодушия взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома; родители заняты собой и не занимаются его проблемами, но могут деньги дать, на мелкие расходы, например — в компьютерный клуб сходить, не интересуясь, а не грозит ли ему игровая зависимость);

— конфликты в школьной среде с администрацией, педагогами, одноклассниками.

Существует связь между самовольными уходами детей и проявления ими девиантных поступков, часто приводящих к совершению правонарушений и преступлений. Таким образом, можно сказать, что основным критерием поведения ребенка-правонарушителя можно считать нарушение нравственных норм, принятых в обществе. Зная причины совершения самовольных уходов  и нарушения общепринятых норм поведения детей, можно планировать определенные пути профилактики.

1.1.В связи с выявленными причинами риска ухода детей из дома родителям необходимо больше внимания и времени уделять ребёнку: уважать его интересы, учитывать его мнение в том или ином вопросе; выполнять свои  обещания; создать дома благоприятную позитивную морально-психологическую атмосферу.

1.2.В школьной среде администрации школы и педагогам избегать необъективных критических замечаний, оскорблений в адрес ребёнка, своевременно обращаться за психолого-педагогической помощью                   к специалистам службы СППС учреждения образования. Провести общешкольные родительские собрания по данной тематике, продолжать вести воспитательную работу с несовершеннолетними, с привлечением педагогов-психологов, педагогов социальных, направленную на профилактику девиантного поведения.

 

 

 

Добавить комментарий