Результаты анкетирования учеников учреждений образования по выявлению несовершеннолетних, подвергшихся школьному буллингу как разновидности насилия

Результаты  анкетирования учеников учреждений образования по выявлению несовершеннолетних,

подвергшихся школьному буллингу как разновидности насилия

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю.

Насилием является любое поведение,  которое нарушает права другого.

Школьное насилие можно условно поделить на два вида:

эмоциональное насилие: насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения и пр.;

физическое насилие: избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча, отнятие вещей и др.

Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений

Хэйзинг (от англ. hazing — издевательство) — ритуальные издевательства,  при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.

Мобинг (от англ. mob — грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот  кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.

Дедовщина — издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.

Буллинг – длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.

 

Формы школьного буллинга:

  1. Ученик (Агрессор) – Ученик (Жертва)
  2. Взрослый (Агрессор) – Ученик (Жертва)
  3. Ученик (Агрессор) – Взрослый (Жертва)

 

 

 

 

Чаще всего агрессорами становятся дети, которые:

испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

— импульсивны и легко приходят в ярость;

— часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

— не испытывают сочувствия к

своим жертвам;

— если это мальчики, они обычно

физически сильнее других

мальчиков;

— дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;

— дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

 

Наиболее часто жертвами  школьного буллинга становятся дети, имеющие:

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе  (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.

 

 

 

Поведение агрессора определяется по следующим показателям:

  • Физическая агрессия.
  • Словесный буллинг.
  • Запугивание.
  • Изоляция.
  • Вымогательство.
  • Повреждение имущества.

 

Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
  • хорошо ладит с учителями

и плохо со сверстниками;

  • опаздывает к началу занятий

или поздно покидает школу;

  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

В период с 01.09.2016 по 23.09.2016 г. специалистами ГУО «СПЦ Пружанского района» в трёх учреждениях образования проведено анкетирование учеников 7-11 классов.

Всего приняло участие 229 учеников.

В итоге выявились 28 учеников (12 %), подвергавшиеся школьному буллингу в той или иной степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что делать, если ваш ребенок —

 

жертва коллектива?

 

Внезапная смена настроения, плаксивость, обидчивость и апатия могут быть признаками того, что вашего ребенка обижают в школе. Излишне эмоциональных детей начинают преследовать проблемы со здоровьем: головные боли, расстройства кишечника, энурез. Необходимо выяснить причину этих изменений, и, если ваш ребенок действительно стал жертвой издевательств со стороны сверстников, нужно действовать!

Но не торопитесь идти в школу и грубо вмешиваться в конфликт между детьми, — сначала ребенок должен справиться с этим сам, пусть и с вашей помощью. Благодаря успешному исходу, он узнает, что значит быть победителем, ощутить собственную значимость в глазах окружающих.

Если же ребенка продолжают травить, и вы видите, что он сам ничего не может предпринять, необходимо решать конфликт своими силами. Во-первых, посетите классного руководителя. В большинстве случаев тактичная педагогическая беседа с детьми помогает устранить конфликт в самом начале, особенно в младших классах. Но беседа с учителем должна проводиться тет-а-тет, без посторонних глаз. Выяснение отношений с обидчиками при всем коллективе не даст положительного результата. Дело в том, что они нередко являются лидерами класса, и поскольку их мнение считается авторитарным, дети все равно примут их сторону.

К сожалению, не всегда учитель готов пойти навстречу и помочь вашему ребенку. Тогда обратитесь к психологу, работающему в школе. Объясните ему ситуацию. В силу своих обязанностей он должен провести работу с классом, постараться наладить в нем отношения. Если не помог психолог, обращайтесь к высшему руководству школы и в отдел образования. В случае физического насилия к вашему ребенку идите в милицию.

Конечно, вмешательство со стороны родителей не является полноценным разрешением проблемы. Ваш ребенок почувствовал свою слабость, он не смог преодолеть коллективную травлю и, даже если сейчас вы поможете ему погасить конфликт, не факт, что в скором времени все не повторится сначала. Поэтому и ребенку какое-то время необходимо посещать психолога, чтобы он сумел переработать в себе полученный отрицательный опыт.

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, скажите ему:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

 

За дополнительной информацией или помощью психолога Вы можете обратиться в ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» по адресу: пос. Солнечный, д. 25 или по телефону 7-21-28.

 

 

 

Добавить комментарий