АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗУЧЕНИЯ

ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с приказом Отдела образования, спорта и туризма Пружанского райисполкома от 28.01.2016 года № 75, ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» осуществил мониторинг положения детей в приемных семьях по методике, предложенной специалистами кафедры социальной педагогики БГПУ им.М.Танка В.В.Мартыновой и В.А. Маглыш. В ходе мониторинга изучено положение  29 воспитанников профессиональных приемных семей; 15 воспитанников детских домов семейного типа.

Подготовка к мониторинговому исследованию проходила в период                 с 01 февраля по 14 февраля 2016 года. Собственно мониторинговое исследование осуществлено с 15 февраля по 31 марта 2016 года;                обработка данных мониторинга осуществлена с 01 апреля по                                   29 апреля 2016 года.

 

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА

 

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях и детских домах семейного типа.

 

ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА

 

  1. Сбор и анализ информации о психическом и физическом развитии детей в приемных семьях
  2. Сбор и анализ информации о трудностях и проблемах, возникающих в процессе воспитания детей в приемных семьях.
  3. Определение условий, которые должны быть созданы в замещающей семье для реабилитации и нормального развития депривированного ребенка.
  4. Анализ полученных данных и методических рекомендаций по оптимизации системы подготовки приемных семей к выполнению родительской роли, сопровождения таких семей, а также созданию условий для реабилитации и нормального развития депривированного ребенка в приемной семье.
  5. Внесение предложений по усовершенствованию нормативных правовых актов в данной области.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

В рамках мониторинга изучено положение 44 детей, взятых приемными родителями на воспитание гражданами Республики Беларусь в разные годы. Из общего числа детей находятся в семьях:

От 3 до 4 лет – 1 ребенок (2 %)

от 4 до 6 лет –   7 детей (16%);

от 6 до 12 – 21 ребенок (48 %);

в возрасте старше 13 лет — находились 15 детей (34%).

Из общего числа детей девочки – 22 (50%), мальчики – 22 (50%).

В полных семьях воспитывается 25 ребенка (58%). В семьях одиноких матерей проживает 13 детей (30 %), мужчина-вдовец воспитывает 6 детей.

Из общего числа приемных детей в городской местности проживает 7 детей (16 %), 37 – в деревнях (28 %).

В возрасте от 30 до 40 лет – 2 ( 12 %) приемного родителя; от 40 до 50 лет – 10 ( 59 %) приемных родителей; в возрасте старше 50 лет – 5 ( 29 %) приемных родителя.

 

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

Оценка положения детей, находящихся в замещающих семьях, по методике мониторинга, предложенной В.В.Мартыновой, В.А. Маглыш, показала следующие средние показатели по стандартам:

«Воспитание» — 2,83;

«Удовлетворение потребностей» — 2,78

«Здоровье» — 2,79;

«Идентичность» — 2,55;

«Обучение» — 2,82.

 

Общий уровень положения детей в приемных семьях – 2,75 —  достаточно высокий.

Наиболее высокий уровень положения детей в приемных семьях по стандарту – «Воспитание», наименее низкий, по стандарту – «Идентичность».

На высокий уровень положения детей в приемных семьях по стандарту «Воспитание» повлияли высокие показатели по следующим параметрам раздела:

  1. Наличие у приемных родителей психолого-педагогических знаний и умений (2,94);
  2. Воспитание ребенка осуществляется на основе уважения его личности и признания его индивидуальности (2,88);
  3. Ребенку созданы условия для нормального эмоционального развития (2,75);
  4. Уровень воспитанности ребенка (2,46).

 

Это объясняется высоким уровнем знаний, которые приемные родители получают в ходе различного рода методических мероприятий, которые впоследствии применяют в своей повседневной жизни, что свидетельствует о высоких показателях уровня воспитания  и эмоционального развития детей.

Также достаточно высокие показатели по разделу «Уровень воспитанности ребенка», что объясняется умением приемных родителей, несмотря на «многодетный характер»,  использовать индивидуальный подход в воспитании детей.

На достаточно высокие показатели уровня положения детей в приемных семьях по стандарту «Обучение» повлияли высокие показатели по всем параметрам раздела:

  1. Обеспечение необходимых мер по обучению ребенка (2,85);
  2. Обеспеченность условий для успешного обучения ребенка (2,9);
  3. Развитие интересов и дарований ребенка (2,70);

Это объясняется достаточно высокой степенью сопровождения учреждениями образования приёмных семей и ДДСТ, их взаимодействию и сотрудничеству; высоким профессиональным уровнем, ответственностью за детей и заинтересованностью в их дальнейшем жизнеустройстве, как самих приемных родителей, так и специалистов, осуществляющих сопровождение.

На снижение уровня положения детей в приемных семьях по стандарту «Идентичность» повлияли показатели по следующим параметрам:

 

  1. Приемные родители обеспечивают контакты ребенка с биологическими родителями (2,0);
  2. Ребенок поддерживает связи с кровными родственниками (2,5);
  3. Ребенок с помощью родителей ведет книгу жизни (2,98);
  4. Ребенок имеет высокий статус в детском коллективе (2,7).

Данное положение объясняется тем, что некоторые приёмные родители опасаются:

— говорить с приёмным ребенком дошкольного возраста (если он помещен в семью в раннем детстве) о его биологических родственниках, объяснять ребенку  как он попал в семью,

— негативного влияния биологических родственников на психику приёмного ребенка, ложных установок, что  «мама заберёт тебя к себе», «вот оформлю документы и заберу к себе жить», либо беспочвенных придирок к приёмным родителям («не так одет, подстрижен и др.»);

—  зачастую биологические родители сами не проявляют инициативы и заинтересованности в общении со своими детьми.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Мониторинговое исследование положения детей в замещающих семьях, проведенное специалистами ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» и специалистами СППС ГУО, которые посещают приемные дети,  в период с 01 февраля по 29 апреля 2016 года по методике В.В.Мартыновой и В.А. Маглыш, показало:

Положение детей в приемных семьях соответствует интересам детей и стандартам мониторинга. Вместе с тем, мониторинг выявил ряд проблем, характерных для конкретных типов замещающего семейного воспитания.

В профессиональных замещающих семьях (приемных семьях и ДДСТ) выявленные проблемы положения детей  обусловлены:

— большим количеством приёмных  детей с ОПФР, психотравмированных, педагогически запущенных и с несформированными навыками самообслуживания, личной гигиены, соблюдения правил поведения в социуме,  что осложняет их воспитание, обучение и развитие замещающими родителями;

—   неопытностью специалистов СППС (молодые специалисты);

—  отсутствие в школах сельской местности специалистов со специальным образованием (на должности социального педагога находится  педагог без  специального образования);

—     несвоевременностью обращения за квалифицированной помощью  (или не обращение) специалистов СППС (молодые специалисты);

— отсутствие  педагогов – психологов в учреждениях образования.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ, ВЫСКАЗАННЫЕ ИМИ В ХОДЕ МОНИТОРИНГА

СПЕЦИАЛИСТАМ СППС ГУО

Профессиональные замещающие родители обратили внимание на следующие проблемы:

— Некоторые педагоги школ и дошкольных учреждений не подготовлены к работе с детьми из приемных семей и ДДСТ, не знают их особенностей, не учитывают досемейный опыт, не умеют найти подход к детям с тяжелым прошлым, могут задавать некорректные вопросы о семьях детей                            (как биологических, так и приёмных), при этом нанося психотравму ребенку.

— Отношение социума  к приёмным семьям: пристальный контроль некомпетентных людей за тем, как тратятся финансы на приёмного ребенка, как он одет и обут. Слишком завышенные требования к приёмным родителям со стороны общественности, обвинение в том, что приёмные родители, якобы, хотят обогатиться за счёт детей — сирот.

— Профессиональные замещающие родители озвучивают проблему постсемейного сопровождения выпускников приемных семей и ДДСТ: предлагают продумать вопрос материальной поддержки замещающей семьи, которая вывела ребенка в самостоятельную жизнь, но продолжает поддерживать его и после совершеннолетия (в первую очередь – во время учебы материально).

— Распределение ребенка на место работы после обучения не по месту проживания замещающей семьи, а по месту прописки (как правило – место проживания биологической семьи), что не исключает их попадания  под               негативное влияние своих биологических родителей.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГУО «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРУЖАНСКОГО РАЙОНА» ПО НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

  1. Разработка и дальнейшая реализация коррекционных программ для приемных детей, согласно возрасту и насущным проблемам.
  2. Внедрение с 01 сентября 2016 года:

2.1. методических рекомендаций ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» по социально-педагогическому сопровождению замещающих семей;

2.2. модели работы с замещающими семьями в Пружанском районе;

  1. Повышение в обществе статуса приёмных семей и ДДСТ по средством выступления на родительских собраниях, собраниях трудовых коллективах, рекламных акций, тематических роликов, СМИ и печатной продукции (буклеты, флаеры, плакаты, листовки и др.).

 

Педагог-психолог СПЦ    Казберович И.А.

Добавить комментарий