• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Семья прежде всего определяет психическое развитие ребенка. Психологический микроклимат оказывает большое влияние на становление психических процессов. Частые ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей провоцирует у ребенка неадекватное отношение к себе и социуму в целом. Все это отражается на психике ребенка. Значение имеют и особенности стилей семейного воспитания – гиперопека, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность или недостаточность требований.

Не маловажную роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность.

Семейные проблемы чаще всего психологи связывают с супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам, а значит, последствия такой дисгармонии сказываются на детях.

Большинство семей довольно успешно преодолевают невзгоды, что сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе ребенка, а это негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

От стиля взаимодействия родителей с детьми зависит, на сколько адаптивен будет ребенок в обществе и на сколько благоприятен будет его жизненный путь.

Психологические исследования направлены на выявление взаимодействия не «родители – ребенок», а на взаимосвязь «мать – ребенок».

В связи с этим выделяются три направления таких исследований:

  • Выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье;

  • Роли материнской депривации – матери нет или она не заботиться о ребенке;

  • Анализ отношений матери и ребенка в неполной семье;

Зачастую ребенок становиться обузой для матери, мешая её социальному продвижению. В этом случае у ребенка, лишенного материнской ласки, поздно формируется речь, а следовательно навыки общения с другими взрослыми.

Мать «героиня», полностью отдающая себя ребенку, может воспроизвести отношения «хозяин – раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Она не дает ему проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Ребенок зависит от капризов матери, а мать – от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье.

Одинокие матери чаще всего создают такую тесную связь, тем самым контролируя поведение ребенка и испытывая от этого удовольствие. На ряду с тем, что ребенок всегда желанен, мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Ему становиться легче общаться с маленькими детьми, он склонен воображать себя девочкой, к нему прилипает кличка «маменькин сынок».

В другой ситуации, при наличии мужа, если он терпит неудачу в карьере, жена, считающая себя волевой женщиной начинает борьбу за власть. Она разделяет детей на сильных «как мать» и слабых «как отец». В этом случае конфликтующие отец и мать используют детей как средство в борьбе между собой.

Другой вариант – мать считает отца «недоразвитым», в том числе и ребенка она не стремится быть с ребенком, хотя старается выглядеть заботливой. Мать выражает лишь отрицательные эмоции по отношению к сыну или не выражает их вообще, уделяя внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность.

В неполной семье мать с «разбитой судьбой» на короткий промежуток времени посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец – свою «любимицу дочь». Тогда ребенок бунтует против родительского непостоянства.

Немаловажными являются и отношения «отец – ребенок». Он – первый внешний объект для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы влияют на процесс «отделения» ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Однако отец в процессе отцовства так же подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к своему отцу и матери, у него нарастает риск неадекватного построения собственной семьи.

Итак, семья и внутрисемейные взаимодействия – основные факторы, влияющие на личностное развитие ребенка, его успешную социализацию.

Добавить комментарий