Результаты исследования специалистами ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» вовлеченности несовершеннолетних в религиозные объединения, секты, в молодёжные субкультуры, влияющие на здоровье и психологическое состояние, непосредственно и посредством интернет-сайтов.

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

         В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Духовно-нравственный и экономический кризис вызывает у многих людей чувство неуверенности, незащищенности. В этих условиях обостряется интерес к проблеме жизни и смерти, бессмертия. Испокон веков ответы на эти вопросы давала религия.

  Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований. В настоящее время в учреждениях образования проводится большая работа по реализации Программы сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью. Но, к сожалению, в нашем обществе на ровне с традиционными религиозными объединениями существуют и деструктивные. Деструктивной религиозной организацией является организация, которая применяет обман при привлечении новых членов и контроль за их сознанием. И особенно ранимыми ко всему новому, нетрадиционному, конечно же, подвержены подростки. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь. Именно в этот период своей жизни подросток ищет новые впечатления, понимание со стороны, это делает его уязвимым. Нас, специалистов ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района», заинтересовало положение данной проблемы и в нашем районе среди подростков. Мы решили изучить вовлеченность несовершеннолетних в религиозные объединения, секты, в молодёжные субкультуры, влияющие на здоровье и психологическое состояние, непосредственно и посредством интернет-са. В сентябре 2015 года на базе  государственных учреждений образования Пружанского района (2- городские и 3 сельские школы) специалистами СПЦ было проведено исследование вовлеченности несовершеннолетних в религиозные объединения, секты, в молодёжные субкультуры, влияющие на здоровье и психологическое состояние, непосредственно и посредством интернет-сайтов.В анонимном анкетировании приняло участие  250 несовершеннолетних в возрасте 13-14 лет (8 – 9 классы выбранных школ: 2 — городские, 3 – сельские). Из них:113 мальчиков, 137 девочек.

Выводы:

  1. В основном подростки, которые принимали участие в анкетировании,  проживают в полных семьях, где воспитанием занимаются и отец,  и мать (77%).
  2. Самым важным в жизни они считают:

— хорошее образование -79%;

— их здоровье и родственников – 73%;

— общение с друзьями, хорошая компания -65%.

  1. В свободное время подростки:

—  играют в компьютерные игры почти ежедневно – 33%;

— занимаются спортом почти ежедневно – 63%;

— проводят вечер в кафе, на дискотеке, на вечеринке почти ежедневно – 42%, что заставляет задуматься о том, как они проводят время вместе, чем занимаются;

— другие хобби (игра на музыкальных инструментах, пение, рисование) почти ежедневно – 41%;

— гуляю по магазинам и просто на улице почти ежедневно – 48%;

— пользуются интернетом для развлечения почти ежедневно – 60% подростков.

  1. Школьники достаточно хорошо осведомлены что такое «молодёжная субкультура», называют различные группировки (22 вида, сюда же включены и религиозные течения – баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, сатанисты ).
  2. По их мнению, привлекают молодёжь к участию в них: общие дела, интересы (40%), раскованность (27%).

Принимали участие в деятельности религиозных организаций 58% опрошенных. На вопрос «есть ли желание участвовать в деятельности деструктивных религиозных организациях (ДРО)» ответили  «нет» 58% подростков.          44% опрошенных думают, что участники ДРО насаждают свою идеологию, разрушают личность (44%).

  1. Основным источником информации о деятельности субкультур является интернет (77%).
  2. Подростки считают, что обществу стоит «никак не относится» к различным субкультурам (50%), «оставить их в покое» (40%). Необходимо, по их мнению, правильно воспитывать молодёжь и формировать у них истинные ценности (63%).
  3. В ходе анкетирования также выявлены 4 подростка (2 из 8 класса, 2 из 9 класса сельской школы), которые «почти ежедневно» играют на игровых автоматах, что может свидетельствовать о развитии у них игромании.

     Данные результаты анкетирования заставляют задуматься о необходимости организации серьезной профилактической работы с младшими подростками в учреждениях образования с целью  недопущения вовлечения наших детей в деструктивные религиозные секты, бездумному пропаданию их в интернете, а также развитии у них игромании. Но ещё больше следует обратить внимание на данную проблему родителям.    Что же заставляет идти людей, в том числе и подростков в деструктивные религиозные организации и субкультуры? Однозначного вопроса на этот вопрос нет. Но, по-видимому, люди все же получают в сектах то, чего не хватает в обычной жизни, иначе подобное времяпрепровождение не имело бы смысла.  В любой секте Вам предложат богатые возможности самореализации и общения, Вам дадут ощущение смысла Жизни!

    Родители порой за своей работой, бытовыми проблемами и заботами стараются удовлетворить в первую очередь физиологические потребности ребенка: еда, сон, одежда. А вот духовные потребности чаще всего подросток удовлетворяет сам. А в сектах высшие потребности удовлетворяются по максимуму.

Например:

  • потребность в безопасности. Все члены секты «стоят друг за друга» кроме того, гарантируется не только в земной жизни, но и загробной, ведь все они избранные люди.
  • потребность в любви, в немотивированной заботе. Во-первых, все сектанты братья и сестры и испытывают друг к другу самые нежные и родственные чувства; во-вторых, они принадлежат Богу; в третьих, они все любимы Богом, которому они служат;
  • потребность в самооценке. Они единственные, стоящие на верном пути, их любит учитель и сам Бог, которому они служат;
  • потребность в самореализации. Все свои действия и помыслы они посвящают Богу.

 Как уберечь своего ребенка от негативного воздействия деструктивных религиозных организаций?

       Почаще разговаривайте со своими детьми. И не только: «Как дела в школе? Что ты сегодня поел?», а интересоваться досугом, интересами, что читает и смотрит в интернете. Но не пытайтесь критиковать и обесценивать полученную информацию, покажите, что Вам интересно. Ø Общение с подростком необходимо вести «на равных», чтоб ребенок чувствовал, что Вы уважаете его взрослость и мнение. Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка. Это даст вам возможность контролировать где и с кем проводит время подросток, а также лучше изучить, чем увлекается Ваш ребенок. Старайтесь больше времени проводить с детьми, но не только берите его с собой в деревню капать картошку, но и в соответствии с его интересами: поездка в кинотеатр в г. Брест (фильм пусть выберет сам), в Брестскую крепость, Макдоналдс, музей восковых фигур, музей Великой Отечественной Войны, зоопарк, цирк и др.Ø Почаще говорите детям, что Вы их любите, советуйтесь по различным причинам («Как ты думаешь, какую юбку мне лучше сегодня одеть? «А что сейчас модно для женщин?», «Какую книгу посоветуешь прочесть, фильм посмотреть?» и т. д. »), тогда подросток будет чувствовать себя любимым и нужным.                                                       Если у Вас возникают подозрения, что Ваш ребенок вовлечен в какую-нибудь деструктивную субкультуру или Вас что-то беспокоит при общении с ним, то Вы всегда анонимно и бесплатно можете получить квалифицированную помощь педагога-психолога либо в учреждении образования, в котором обучается ваш ребенок (если есть ставка психолога в данном учебном заведении), либо у нас:

ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района», пос. Солнечный, 25Тел. 7-21-28.  

Педагог – психолог ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района»

Казберович Ирина Анатольевна

Добавить комментарий