РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ
Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия, представлены в виде следующего обобщения.
- Специалист искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним.
- Специалист создает у ребенка чувство психологической безопасности и защищенности.
- Специалист принимает ребенка, безусловно, и не требует от него никаких изменений.
- Специалист понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует по отношению к нему уважение.
- Понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить.
Советы для ведения разговоров с детьми
- Подтверждайте невиновность ребенка.
Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:
- Ты ни в чем не виноват.
- Я очень рад(а), что ты рассказал(а) мне об этом. Никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестко обращались.
- Ты не виноват(а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил(а) об этом.
- Верьте ребенку.
Мы не следователи, мы выступаем в роли защитников, поэтому мы всегда верим ребенку. Имеет ли место жестокое обращение выяснят те, кто отвечает за расследование таких случаев и поиск доказательств. Наша задача — разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Дети редко врут о жестоком обращении с ними. Рассказывая о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.
- Оценивайте безопасность.
Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
- Оставайтесь спокойными.
эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых, оправдывайте чувства детей.
- Будьте честными.
Очень валено не давать обещаний, которых вы не ожжете выполнить. Необходимо рассказать о действиях, к которым следует прибегнуть. Например: «Я не могу помочь тебе решить эту проблему. Я должна рассказать об этом людям, работа которых состоит в том, чтобы помогать детям в таких ситуациях. Они захотят с тобой поговорить. Как ты к этому относишься?»
- Проявляйте терпимость к языку ребенка.
Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим. если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.
- Не подвергайте допросу.
Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов — кто, что, когда, сколько раз. Например, если ребенок говорит: «Меня бьют дома»
- По каким частям тела тебя бьют?
- Чем тебя бьют?
- Есть ли на твоем теле или были ли когда-нибудь рубцы или синяки, после
того, как тебя били?
Эта информация позволит решить, что делать в дальнейшем. Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети — не для насилия».
ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» 8(01632)3-80-57