Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
— информация от ребенка;
— информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
— информация от специалистов;
— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
— результаты медицинского осмотра;
— результаты экспертиз;
— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
В первую очередь нужно обращать внимание по выявлению признаков жестокого обращения в отношении:
— несовершеннолетних, состоящих на учете в районном банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
— несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения;
— несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;
— несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;
— несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам;
— несовершеннолетних, проживающих в семьях, где их воспитанием занимаются отчимы (мачехи), сожители (сожительницы) родителей
На что в поведении ребенка должны обращать внимание работники учреждений образования:
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
— сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
— чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
— демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
— повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
На что в поведении взрослого, который, предположительно, может проявлять жесткость по отношению к ребенку, должны обращать внимание работники учреждений образования:
Особенности в поведении взрослых:
— в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
— на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
— часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.
— запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
— необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
— противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
— объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
— родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
— родители не знают друзей ребенка.
Основные задачи руководителя учреждения образования
- проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;
- внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
- оперативно информировать о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
- проводить работу по реабилитации жертв насилия.