Консультация для педагогов «Возрастные особенности младших школьников»
Развитие ребенка — это состояние непрерывного изменения организма, когда появляются новые функции, осваиваются новые виды деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно количественные изменения ведут к значимым качественным.
Характерным для младшего школьного возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия.
Опорно-двигательный аппарат у детей в этом возрасте продолжает интенсивно формироваться. К 7 годам позвоночник ребенка еще гибок и податлив, он почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушение процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это важно учитывать при организации рабочего места ученика.
Рост различных частей тела происходит неравномерно (конечности растут быстрее, чем туловище, изменения длины голени и предплечья выражены сильнее, чем изменения длины бедра и плеча).
Темпы увеличения длины тела опережают темпы прироста его массы до 8 лет, затем наблюдается обратное соотношение.
Достаточно интенсивно протекает развитие стопы, которая состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, не соответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.
Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке.
Недостаточно развиты глазодвигателыные мышцы, обеспечивающие движения глазного яблока. Такие проблемы у младших школьников, как «перескакивание» с одной строки на другую, через буквы, слоги и слова, часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в 10 раз чаще, чем у более старших.
Сердечно-сосудистая и дыхательная системы также находятся в процессе дальнейшего развития.
Не завершено развитие мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.
Наблюдается высокая интенсивность кровотока при низком уровне артериального давления.
При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах.
Особенности развития мышц и тканей сердца и легких создают благоприятную почву для развития различных инфекций.
Интенсивно растет и формируется бронхо-легочный аппарат.
Ограничена амплитуда движения ребер, межреберные мышцы развиты относительно слабо.
Характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм.
Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении и т. д.
Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста очень неустойчива. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во время урока дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Они могут просто встать и заявить, что устали и хотят играть. Поэтому учебные занятия должны строиться с учетом психофизиологических особенностей младших школьников.
К моменту поступления в школу дети способны:
- осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять интерес к другим людям;
- выполнять основные правила этикета в быту и во время игры;
- управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых;
- проявлять интерес к новым знаниям;
- наглядно-образно и действенно-образно мыслить;
- владеть достаточным словарным запасом;
- правильно произносить все звуки;
- различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
- срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
- различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения;
- не отвлекаясь заниматься однотипной деятельностью не более 10 — 12 минут;
- переключаться на разные виды деятельности не более 3 раз в течение урока;
- некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо;
- запоминать определенный объем информации (при этом преобладает непроизвольное запоминание). Объем памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании;
- эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности;
- остро чувствовать характер отношения взрослых (особенно учителя) к себе;
- эмоционально, иногда неадекватно реагировать на замечания учителя, критику своей деятельности (маленькие школьники чаще заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своими успехами в нем: они с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается). Учитывая это, любой предмет можно сделать интересным для каждого ученика, если создать для него на уроке ситуацию успеха.
Вместе с тем, перечисленное не обязательно для всех детей является необходимой нормой. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического развития. На его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, физические и т. п.) факторы. Если они неблагоприятны, то развитие ребенка замедляется или нарушается. Любой специалист учреждения образования должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.