• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев
ИГРОВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Игра – это социальный, инстинктивно обусловленный вид поведения, интегрирующий отдельную особь в цельное сообщество особей как отдельную структурно-функциональную единицу этого сообщества. Без игрового обучения невозможно выделение особи как отдельной самостоятельной единицы сообщества. “Ты в социуме и в то же время независим от него”.

Стадии развития игры.
Первая стадия – характеризуется игровыми манипуляциями с предметами, в которой используются их физико-химические свойства (твердый – мягкий, соленый – сладкий, пушистый – гладкий).
Вторая стадия — характеризуется игровыми манипуляциями с предметами, в которой используется их функциональность (шарик воздушный подбрасывают, машину катают, пирамиду собирают – разбирают, куклу кормят).
Третья стадия — характеризуется игровыми манипуляциями с предметами, в которой используются их символически-образные значения (машина гудит, выезжает из гаража, кукла одевается – раздевается, пистолет стреляет во врага).
Четвертая стадия — характеризуется игровыми манипуляциями с предметами, в которых используется проекция игрового образа на совершенно различные предметы (кубик – танк, палка – ружье, пластилин – еда, банан – телефонная трубка).
Пятая стадия – характеризуется игровыми манипуляциями с предметами, в которой используются их сюжетно-ролевые образы. Игра за живого объекта, такого как гусь, а не не живого, такого как машина (гусь живет в доме, дружит с котом, щипает девочку).
Шестая стадия — характеризуется игровыми манипуляциями с живыми объектами, в которой используются сюжетно-ролевые динамические взаимовлияющие отношения (казаки-разбойники, прятки, жмурки, живое-неживое, спортивные игры).
Седьмая стадия – характеризуется игровыми манипуляциями с самим собой, в которой используются сложные психологические образы (игра актера, детский театр).
Восьмая стадия – характеризуется игровыми манипуляциями с разнообразными объектами, в которой используются логико-символические правила игры (настольные игры, шашки, шахматы, карты).
В динамике развития игры предыдущие стадии не отрицаются, а поглощаются. Ребенок, способный играть на восьмой стадии может играть, используя игровые манипуляции характерные для более ранних стадий. Успешность овладения различными видами игры зависит от степени аутичности — гуманистичности. В норме динамика развития игры идет довольно быстро.
1 стадия – 6 мес – 1 год; 2 стадия – 1 – 2 года; 3 стадия – 2 – 3 года; 4 стадия – 2 – 3 года; 5 стадия – 3 – 5 лет; 6 стадия – 5 – 7 лет; 7 и 8 стадии – старше 7 лет. Понятно, что возрастные нормы определены приблизительно. Развитие каждой из стадий игры происходит постепенно. Один вид игры дополняется другим видом игры. Особый вид игры – азартные игры. Часто они бывают настольными. Любой вид настольной игры может быть азартным, если играют на деньги. Есть особое отличие азартных игр от всех предыдущих стадий развития игры. Качественная перемена типа удовольствия получаемого от игры. Одно удовольствие – познавательно-утверждающее, второе – азарт, связанный с мыслью – стань счастливым без труда. Насыщенность и объемность игровых действий зависят от общего интеллектуального уровня развития ребенка. Например, подросток с легким отставанием психического развития может играть в игры всех игровых стадий (гладить шерсть игрушечной собаки, манипулировать ею, имитируя прыгающие движения, охранять человека, воспринимать игрушечную собаку страшным монстром, разыгрывать ее дружбу с игрушечной кошкой и так далее), но игра его будет конкретна и примитивна. Аутичный ребенок не овладевает игрой всех стадий игрового развития. Или точнее овладевает, но только очень постепенно и обязательно при посторонней стимулирующей и организующей помощи. В типовом случае детского аутизма (2 группа по О.С. Никольской) развитие игры идет до 5 стадии. Спонтанная, творческая игра с живыми объектами им недоступна. Проблема остановки игрового развития аутичных людей очень важна. Несмотря на то, что аутичный человек представляется нам “особенным”, его самосознание уникальным (выглядит самодостаточным) он не независим от общества, а наоборот очень зависим. Без социальной поддержки ему не выжить. Аутист не может сам решить своих личных проблем. Заработать деньги, купить продукты, позвонить в милицию, отстоять свое личное достоинство. Помощь в развитии шестой и седьмой стадий игры очень важна в подростковом возрасте аутиста. Возрасте, когда с ним наиболее сложно взаимодействовать. Его дисгармоничная личность уже сложилась и противостояние Я – Я началось. Справиться с его желаниями даже мужчинам бывает непросто. Заставить сделать что-то полезное тоже. Маленький аутист физически контролируем, большой – нет. Игровые психокоррекционные занятия с аутичным подростком ему жизненно важны. Эта работа позволит стать ему не более умным, но более самостоятельным. К сожалению, основная помощь в развитии 6 и 7 стадий игры ложится на семью аутичного подростка. Подросток — 15 – 18 лет. Педагоги и психологи бывает просто боятся общаться с таким подростком, который выше их на голову и при этом часто непредсказуем и агрессивен (конечно, гораздо больше самоагрессии, но и под горячую руку попасть тоже можно). Для качественной психокоррекционной работы с ним необходимо как бы стать членом его семьи. Понять, чем он живет в домашних условиях, сложности его взаимоотношений с близкими ему людьми.
В наше время широко распространены компьютерные игры. Их игровой уровень находится на 3 стадии. Невозможность компьютерной игры перескочить на следующий уровень определяется жестко заданной программой игры. Степень свободы игровых действий может быть высока, но она всегда ограничена или конечна. Ребенок, играющий в войну и стреляющий из палки-ружья, потенциально практически не ограничен в свободе выбора игровых действий. Точнее она определяется его личным интеллектуальным уровнем и живостью фантазии.
Роль творческого воображения в игре очень важна. Можно сказать, что качество воображения вообще, а частности игровое творческое воображение характеризует потенциальную способность ребенка к личностному развитию. Имеет значение спонтанная, только ребенком спровоцированная игра. Не мы с ним играем, а он с нами играет. Качество спроецированных во внешний мир психических образов, возникших в сознании человека, характеризует степень его дифференциации в социальном пространстве. Развитие игрового творческого воображения для аутичного ребенка, возможно, окажется более важным, чем так называемая подготовка к школе. Основной проблемой при развитии творческого игрового самовыражения является наличие интеллектуального дефицита аутиста. Ребенок с легким или умеренным психическим отставанием имеет слабую базу познавательных интересов. Их игра долгое время остается примитивной, несмотря на различные интенсивные психотерапевтические вмешательства.
 Общая схема стадий развития игры
 Уровень — Игровая деятельность — Примеры игры с таким игровым объектом как машина
1 — Разнообразные нефункциональные игры с игровыми предметами — Ощупывает машину, лижет машину, бросает машину, открывает дверцы у машины;
2 — Разнообразные функциональные игры с игровыми предметами — Катает машину, возит ее на веревочке, спускает с горки;
3 — Разнообразные символически-образные игры с игровыми предметами — Машина гудит, возит людей, грузы, становится в гараж, ломается, чинится;
4 — Разнообразные творчески-имитационные игры с неигровыми предметами — Башмак (“машина”) гудит, возит людей, грузы, становится в гараж, ломается, чинится;
5 — Разнообразные контекстуальные сюжетно-образные игры с различными как игровыми, так и неигровыми предметами — Я – водитель “машины” с обязательными атрибутами (гонщик, автослесарь, автолюбитель), машина гудит, возит людей, грузы, участвует в гонках, становится в гараж, ломается и чинится, водитель разбивается, лечится;
6 — Разнообразные объектно-ролевые игры с живыми существами — Я – водитель реальной большой игровой машины (машина, самокат, велосипед), езжу на ней, соревнуюсь с другими, ее чищу, мою, хвастаюсь ею;
7 — Разнообразные театральные игры с реальным или воображаемым партнером, партнерами — Я – водитель воображаемой машины, игра с партнером, бурная фантазия по поводу всего, что связано с машинами (Я – водитель “Феррари”, Формула 1, Я – выигрываю Гран-при, сценки из жизни водителей машин);
8 — Разнообразные логико-символические игры с реальным или воображаемым партнером, партнерами — Я – играю на тотализаторе автогонок (реальная или настольная игра), изучаю все, что связано с гонками для получения более регулярного и крупного выигрыша (деньги, очки, призы).
В конце необходимо добавить, что не аутичная игра всегда включает действия с партнером. Ребенок погладил игрушку – дал погладить маме, вместе весело, хорошо.

Добавить комментарий