«ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ»
(о проблемах травли в детском коллективе)
Проблема травли, самоутверждения группы детей за счет систематического унижения отдельного человека и запоздалое раскаяние, в психологии принято называть – буллинг. И если лет 30 назад это явление многим казалось страшным, вопиющим и исключительным, редкой подростковой болезнью, то сегодня буллинг становится насущной проблемой детских коллективов.
Согласно исследованиям, многие в детстве становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. При этом одни предпочитали отмалчиваться и замыкаться, другие – обращались за помощью, но в большинстве случаев слышали от взрослых: «сам разбирайся, учись налаживать отношения». Ни первый, ни второй варианты нельзя назвать приемлемыми, поэтому попробуем разобраться в проблеме и поищем пути ее решения.
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли следующие:
-
они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
-
они импульсивны и легко приходят в ярость;
-
они часто ведут себя вызывающе и агрессивно по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
-
они не испытывают сочувствия к своим жертвам;
-
если это мальчики, они обычно физически сильнее других ребят.
Кроме того, жертвы буллинга также имеют характерные черты:
-
они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;
-
они часто тревожны, неуверенны в себе, несчастны и имеют низкий уровень самоуважения;
-
они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;
-
они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
-
если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.