ПСИХОЛОГ И ДЕТИ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Изменение жизненных обстоятельств , появление в жизни ребенка ситуаций , создающие потенциальную или активную угрозу его жизни оказывает определяющее внимание на его интеллектуальное и личностное развитие, поведение, эмоционально-волевую сферу. Столкновение с травматическими  ситуациями вызывает у любого человека мощнейший  психологический кризис, последствия которого могут тянуться долгие годы.

В основе детского кризиса чаще всего лежит пребывание ребенка в неблагополучной семье, которая  не удовлетворяет основные базовые потребности ребенка.  Одной из наиболее  типичных проблем, детей из  семей в социально-опасном положении является эмоциональная депривация, физическая отверженность, проявляющаяся  главным образом в недостаточной заботе, неправильном уходе и питании, физическом, эмоциональном и даже сексуальном насилием и т.д. И  тогда дети вырастают с убеждением, что мир—это небезопасное место, людям нельзя доверять. Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отгороженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими  и т.п.

И поэтому профессионализм психолога  при работе с детьми, оказавшимися в социально-опасном положении состоит не в том, чтобы говорить им о том как вы их любите,  жалеете , сострадаете, а в том, чтобы их принимать такими какие они есть, спокойно и понимающе относится к тому , что с ними происходит.

Профессиональные навыки,  которыми должен обладать  психолог при работе с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации – это умение, разговаривать с ребенком ( умение разговорить ребенка), умение слушать и слышать, умение наблюдать и видеть, умение в каждом случае найти и разработать конкретные адекватные  формы диагностической , развивающей, психокоррекционной работы

Учету в учреждении образования подлежат следующие категории учащихся:

  1. Учащиеся, признанные педсоветом, как находящиеся в социально-опасном положении
  2. Дети , находящиеся в социально-опасном положении и признанные Комиссией по делам несовершеннолетних как находящиеся под государственной защитой .
  3. Дети, имеющие отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении и не находящиеся в социально-опасном положении
В соответствии с требованиями нормативных документов на каждого ребенка в социально-опасном положении в учреждении образования составляется План индивидуальной помощи  несовершеннолетнему.  К его составлению и исполнению    привлекаются классный руководитель, медицинский работник, инспектор ИДН, сотрудники социально-педагогического центра. Основные исполнители – специалисты СППС учреждения образования, где учится ребенок. О принятом решении уведомляется несовершеннолетний, его родители или законные представители. Ответственный за реализацию индивидуальной программы является  руководитель учреждения образования.

Наличие учетных категорий в учреждении образования не обязывает нас и работу организовывать только  по учетным категориям. Правильнее будет говорить о симптоматической работе, т.е. работе с группами детей объединенных подобными симптомами ( Например, группы детей переживших травматическое событие,  проявляющие повышенную агрессивность, тревожные и т.п..) Можно предположить, что проблемы у детей в социально-опасном положении  будут более глубоки нежели  у детей из условно благополучных семей.  В сваю очередь,

и дети, находящиеся в социально-опасном положении также будут в разном психоэмоциональном состоянии, одно дело, когда детство для ребенка было нормальным и только позже, в семье нечто произошло и она стала опасной для ребенка, другое дело , если с рождения ребенок жил  в депривированной обстановке. Есть данные, что ребенок , по тем или иным причинам, переживший длительную разлуку с матерью в первые 3-5 лет жизни , как правило, имеет  нарушения  психического развития и это оказывает влияние на весь ход его личностного развития.

Работа педагога- психолога начинается уже на этапе выявления детей, нуждающихся в социально-психологической поддержке. И самый мощный инструмент, который существует у педагога-психолога – это его умение профессионально наблюдать. Чаще всего в поле зрения ребенок попадает, когда ему  12-—14 лет, а за этот период  своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной социальной ситуации, успевает приобрести опыт асоциального по­ведения, искалечить свою душу, испортить в психологическом и физическом плане свое здоровье и в конечном итоге перейти в кате­горию «трудных», педагогически запущен­ных детей.

Но этого можно избежать, увидев такого ребенка в детском саду, в первом классе школы.  Мы рекомендуем уже на этапе первого психодиагностического минимума выделять группы детей, склонных к дезадаптации. Находясь в первом классе , большинство детей находящиеся в социально-опасном положении будут отличаться от других детей и по внешним признакам, они могут быть ниже ростом, задерживаться в физическом и интеллектуальном развитии, будут более агрессивные или более робкие, тревожные, могут кусать ногти, играть  в шута, будут менее ухожены и т.п.. Ребенок из неблагополучной семьи также обнаруживает себя по  набору лексических выраже­ний, по неуравновешенности психики, не­адекватной реакции. Так он подает сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь. И еще , обязательно посмотреть в какой семье живет ребенок уже в первом классе., как часто родители интересуются делами ребенка в школе.  Выявление семей в которых дети  отчуждены от родителей  из-за их высокой занятости, неполные семье, семьи находящиеся в  состоянии развода или после него – это семьи в которых семейная ситуация может быть неблагоприятна для жизни и развития ребенка.

Не должно быть так, что трудного мы выявляем только в средней звене, когда его поведение уже созрело.

К прерогативе психолога относится участие  в обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, анализа участия родителей  в жизнедеятельности учреждения         образования; анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан; анализе правонарушений, совершенных  несовершеннолетними . Наблюдая за отношениями непосредственно по месту жительства, ролевое распределение в семье, выявление наиболее авторитетных для ребенка лиц, особенности общения в семье, психолог уже может определить те ресурсы, на которые можно опираться при последующей работе. Находясь в семье, он  сможет установить контакт и договориться о последующей работе.

После выделения групп детей,  следующий шаг – это углубленная диагностика.  Позволю себе предположить, что психолог достаточно часто  использует один и тот же набор инструментов. Вероятно – это Равен, в лучшем случае  Личко , в худшем – Леонгард, что-нибудь на тревожность. и т.п.. Набор составляется без исследовательских гипотез и диагностика часто является формальным актом.

На мой взгляд, пакет для углубленной психодиагностики составляется только тогда, когда психолог проанализировал особенности развития ребенка в онтогенезе, актуальную социальную ситуацию, внешние  эмоциональные и поведенческие проявления Чаще всего в нашей практике мы сталкиваемся с отклоняющимся поведением как симптомом семейного неблагополучия, перенесенных  травмирующих ситуаций Необходимо изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).

И только исходя из гипотез, которые построит психолог,  формируется пакет психодиагностческих инструментов, чтобы на выходе получить  материал, дающий основание для организации коррекционной работы
Углубленная психодиагностика  учащихся проводится не потому что ее надо провести, а потому что  по ее итогам должна быть составлена психологическая характеристика ребенка, итоговая  записка с  рекомендациями всем  участникам психолого-педагогического сопровождения ребенка и собственный план дальнейших действий.

О реабилитации

Схема реабилитационного процесса с учащимися может  выглядить следующим образом:

  1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.
  2. Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, выявление провоцирующих источников и причин.
  3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
  4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц…
  5. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: «Как я узнаю, что я достиг результата?», «Как другие узнаRют, что я достиг результата?», «Как я докажу скептику, что достиг результата?» и т.п.
  6. Определение союзников — тех, кто поможет достичь поставленной цели.
  7. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии «устранение рецидивов».
Реабилитационная работа может проводиться в двух вариантах: психотерапевтическом  и социально-психолого-педагогическом. Психотерапевтический вариант предполагает длительную индивидуальную и групповую психотерапию. Данный  вариант  временно и энерго затратный. Кроме того, требует  высокой профессиональной подготовки (которой чаще всего у школьных психологов нет).

Социальная психолого-педагогическая реабилитация призвана  корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию учащегося  и включает в себя постоянный ненавязчивый доброжелательный контроль за ребенком, работу с его социальным окружением, социально-психологическим статусом через референтную  группу, формирование для него адекватной референтной группы, заполнение свободного времени воспитательными мероприятиями, кружковыми, спортивными занятиями, привлечением к общественной деятельности и т. п. Проводится специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования ,  также привлекаются авторитетные для ребенка лица и группы (классный коллектив, родители, родственники, друзья, классный руководитель )

При наличии эмоциональной отверженности подростки вынуждены прятать часть себя, чтобы быть принятыми взрослыми. Они чувствуют, что их отвергают, когда они делают ошибки, когда несовершенны или проявляют свои чувства. Подростки не могут соответствовать ожиданиям своих родителей.  Нарушены механизмы антиципации у подростков, т.е. умения  прогнозировать результат своих действий..

Поэтому часть коррекционной работы может быть направлена на  создание вокруг подростков принимающей социальной среды, в т.ч. в школе у учителей, сверстников, значимых взрослых. Так, например, в семье алкоголиков не может вырасти ребенок, равнодушный к пьянству либо он унаследует болезнь, так как живет в соответствующей атмосфере, и у него больше, чем у других детей, шансов стать алкоголиком. Либо будет действовать «от противного» – станет решительным трезвенником. Но последнее возможно лишь в том случае, если у этого ребенка помимо семьи есть референтная группа, на которую он сможет ориентироваться, есть объекты , которые дают ему пример для подражания. А для полноценного развития подростка чрезвычайно важно наличие позитивной группы его сверстников. Вот почему необходимо, чтобы родители из благополучных семей разрешали неблагополучным детям играть со своими детьми, пускали их к себе в дом. И это может быть предметом разговора психолога с благополучными родителями

В каждой школе есть семьи, их только надо найти, готовые участвовать в жизни школы.  Содействовать реабилитации эмоционального отвержения у детей может  общественный создаваемый совет родителей и учителей. Причем важно, чтобы  взрослые постоянно взаимодействовали  с детьми: организовывали игры и экскурсии, вместе оформляли классы и ремонтировали школьные помещения. По субботам, когда занятий нет, целый день в школе есть возможность для ребенка занять свободное время, например, работать на компьютере, посещать кружки, секции , участвовать в заседании клуба старшеклассников у психолога .

В свою очередь и школа должна по мере сил становиться «вторым домом», Только в этом случае обязательным  условием является такой оценочный подход к личности ребенка ,когда за его основу  за основу   берется не его успешность в учебной деятельности, не отметки по предметам, а какие- то другие качества, его возможности, навыки  в других видах деятельности, которые ребенок может продемонстрировать, за которые ребенок может получать поддержку и принятие в среде сверстников и  взрослых.

Еще к заботе психолога можно отнести систему наказаний, которая существует вокруг ребенка в социально-опасной ситуации. Наши наказания – это чаще всего беседа с угрозами, просьбами, уговорами, обещаниями карательных мер. В основе стратегии должна лежать идея, что за один проступок следует одно наказание( а не 2-3 – беседа с социальным педагогом, потом психологом, милиционером, на КДН и т.д., что только может стимулировать протестные реакции и так у уже агрессивного ребенка). И еще важное условие , которое заложено в принципах ювенальной юстиции. Наказание должно нести воспитательный потенциал. Например: ученик разбил стекло, в этом случае наказанием может быть решение, обязывающее его собственоручно вставить(пускай даже школьное) стекло или починить учебные столы, убрать стадион  и т.п. Если за проступок ребенка расчитываются родители, то,  как правило, они или усиливают наказание или за проступок ребенка расчитываются сами и тогда  ребенок не ощущает ответственности за совершенное. При реализации принципов ювенального правосудия при определении меры ответственности , психолог выступает переговорщиком между совершившим проступок и пострадавшей стороной, обсуждая вопрос: «Какое наказание устроило бы две стороны?». Надо помнить, что такой подход возможен только в ситуации , когда это  касается наказаний, за которые не предусматривается уголовного преследования.

Говоря о формах работы психолога с детьми в  социально-опасном положении, нельзя не сказать о больших психологических играх и  общешкольных акциях, которые имеют мощный потенциал формирования коллектива, формирования обратной связи в коллективах класса, создания оптимальной модели отношений, способов поведения подростка и многое другое.

Примерная проблематика  игр для 5 класса: 1) содействие процессу адаптации, 2) на формирование гендерной идентичности; 3) на выявление интересов и склонностей, формирование коммуникативных качеств

Для 6 класса: 1)игры на командные и коммуникативные навыки; 2) культурную терпимость и толерантность; 3) профилактику вредных привычек .

Для 7 класса: 1) профориентационные игры;2)Игры  на обучение конструктивным формам реализации агрессии, навыкам саморегуляции, развитии эмоционально-волевой сферы, 3) Игры направленные на профилактику вредных привычек; 4) Игры на развитие гендерной культуры.

Для 8 класса: 1) профориентационные игры; 2) на обучение навыкам саморегуляции, развитие эмоционально-волевой сферы ; 3) игры,  содействующие формированию  нравственной сферы ; 4) на  формирование умений  целеполагания, построения временной перспективы;

Для 9 класса: 1) игры на  развитие креативности, гибкости, адаптивности, умений совершать выбор; 2) игра на развитие умений саморегуляции, стрессоустойчивости, конструктивизации агрессии; 3)игра на позитивизацию и устойчивость  Я-концепции; 4) игра на профилактику вредных привычек

Методическое оснащение и сценарные планы части игр можно передать для реализации на практике  классным руководителям и социальным педагогам.

Целесообразно использовать школьные акции, содействующие ребилитации детей в социально-опасном положении. В их числе могут быть смотры  детских умений , не связанных с учебной деятельностью. Например,«Фабрика звезд», «Лучшие поделки», «Удивительная жизнь после уроков или «Узнай меня», «Ищу друга»( о жизни детей),  «Минута славы» и т.п. В акциях обязательно предусмотреть участие детей, которые подлежат психолого-педагогическому сопровождению.

Учитывая психологические особенности подросткового возраста, когда ведущей деятельностью становится общение,  имеет смысл в школе  развивать волонтерское движение, целью которого будет профилактика вредных привычек , медиация конфликтов ,  инициирование общественных мероприятий.

И еще , формой коррекционной работы для подростков в социально-опасном положении будет хорошо налаженная профориентационная работа, которая включит в себя и рефлексию собственных способностей школьников, информирование о рынке труда, формирование умения формулировать жизненные цели, строить временную перспективу и т.п.

Безусловно, к работе с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации подключается весь арсенал таких направлений работы как психопрофилактика и просвещение, методическая работа. Здесь форм великое множество: стенгазеты, радио, выступления на родительских собраниях и  классных часах. Психолог одной из школ  практикует такую форму работы, которую она сама называет «Родительские посиделки». В кругу родителей задается тема, которая интересна большинству,  например « Как контролировать подростка и не вызвать у него сопротивления». Родители детей одного возраста садятся в круг или собираются вокруг стола и делятся опытом  воспитания, психолог ведет круг, делает теоретические вставки и обобщения. .

Необходимым условием жизнестойкости детей является наличие в их жизни хотя бы одного взрослого человека, любящего их безусловно и поддерживающего.

Как уже говорилось выше, одной из основных причин нарушенного поведения и адаптации ребенка является семья. Сегодня благодаря Декрету Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. N 18
«О Дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» мы имеем возможность немедленно изымать детей из семьи, проживание в которой представляет для ребенка угрозу.

Изъятие ребенка из семьи не предполагает лишение родительских прав, у родителей есть возможность вернуть ребенка. Реализуя Межведомственный индивидуальный план защиты прав  и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося под государственной защитой, усилия педагога-психолога должны быть направлены и на неблагополучные  семьи.

Как правило,  для таких семей характерно нарушение границ и семейных ролей. Непростроенность родительско-детских границ предполагает нарушение адекватного ощущения границ (и своих, и детских), подростки не формируют свою идентичность, представление о себе. Родители не воспринимают подростка как отдельное существо со своей собственной ценностью, считают, что подросток должен чувствовать, выглядеть, делать то же, что и они, часто ожидают, что подросток выполнит то, что им не удалось когда-то, завершит начатое ими. Родители могут хотеть, чтобы подросток взял на себя ответственность за их чувства. Самооценка родителей   нередко, зависит  от   поведения   подростка.   Они относится к подростку как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком, проецируют на подростка взрослые проблемы. Отверженность, заброшенность и нарушение границ ведут к тому, что подростки чувствуют  себя неадекватными, неоцененными, они начинают стыдиться себя, чувствуют страх, тревогу, что определяет формирование копинг-поведения (совладения) в социуме. Если подросток живет в неполной семье ему часто мать неосознанно делегирует несвойственные для него функции и ожидания, в конфликтной семье – часто родители выясняют отношения манипулируя детьми

Если в семье есть ресурс для реабилитации, ее осуществлять можно также через различные формы коррекционной и просветительской работы в учреждении образования.

Работа с родителями предполагает , в первую очередь, формирование мотивации на изменение, в ходе консультативной и просветительской деятельности  уг­лубление знаний родителей о психологичес­ких закономерностях взаимодействия и ин­дивидуальных особенностей своего ребенка, в преодолении чувства собственной родитель­ской неуверенности, в осознании присущего их семье стиля взаимоотношений и своей от­ветственности за это, в овладении навыками конструктивного общения с детьми. В педа­гогической культуре важнейшими требованиями являются: педагогическая подготовленность родителей, умение родителей соединять настоящую лю­бовь с разумной требовательностью и контролем  к детям, педагогический такт родителей и их самооб­разование.       Осипова Е.А.

Добавить комментарий