Выявление и изучение ценностных ориентаций подростков.
Ценностные ориентации — важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.
Именно в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. В свою очередь совокупность ценностей, устоявшаяся в структуре конкретной личности формирует ценностные ориентации личности или ценностную структуру личности.
В апреле – мае 2012 года на базе городских школ №3 и №4, а также сельских: Порослянской, Линовской, Хоревской, проводилось исследование на выявление и изучение ценностных ориентаций подростков.
В исследовании принимали участие учащиеся девятых и одиннадцатых классов. Всего 190 подростков.
В основу исследования была положена методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, направленная на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные— убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные— убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Процедура исследования заключалась в следующем: Респонденту предъявлялся бланк ответов со списком терминальных и инструментальных ценностей. В списке испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер. Непосредственно перед исследованием испытуемые были ознакомлены с инструкцией.
Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых.
Рассмотрим самые крайние ранги: 1, 2 и 17, 18. Так как они, по всей видимости, имеют для испытуемых определенные вес и цену (средние ранги: с 3 по 16 распределены более равномерно по сравнению с ярковыделившимися ценностями — «лидерами» и ценностями — «аутсайдерами»).
Терминальные ценности
Производим сравнительный анализ между ценностными ориентациями подростков, проживающих в условиях сельской местности, и их сверстников, проживающих в условиях города.
При анализе полученных данных рейтинг терминальных ценностей младших и старших подростков, проживающих в сельской местности, оказался различным.
Так, для младшей подростковой группы (10-12 лет) лидируют такие ценности, как «здоровье», «счастливая семейная жизнь». Для группы подростков 13-15 лет – «здоровье», «интересная работа». Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Более того, данные ценности не попадают в отвергаемые. В целом мы можем отметить некоторую схожесть и высокий рейтинг среди исследуемых возрастных групп таких ценностей-целей, как «хорошие верные друзья», «здоровье», счастливая семейная жизнь», «любовь». Наиболее отвергаемыми ценностями для обеих групп подростков оказались «творчество», «красота природы и искусства». Вышеуказанные ценности не носят значимого характера для респондентов.
В свете решения поставленных нами задач, мы можем сделать некоторые выводы. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для подростков их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным).
Однако тот факт, что ценность «хорошие верные друзья» имеет один из наиболее высоких процентов выбора в обеих возрастных группах имеет свое объяснение. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. Как пишет И. С. Кон: «Одна из главных тенденций переходного возраста -переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению3. У подростка возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как «наличие хороших, верных друзей».
Что касается отвергаемых ценностей, то наше внимание привлек низкий рейтинг ценности «творчество». Возможно, понятие творчества для современных подростков размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры.
Вместе с тем, низкий уровень значимости красоты природы и искусства в жизни учащихся не оказался для нас неожиданным. Основные причины низкого рейтинга данной ценности идут с семьи, так как сами родители зачастую не прививают у детей любовь к искусству и природе в силу ограниченных возможностей местности, в которой они проживают.
Наряду с этим, подростки 10-12 лет отвергают ценность «свобода» как независимость в поступках и действиях. Подростки 13-15 лет помимо ценности «творчество» отвергают также значимость жизненной мудрости
С целью выявить общие тенденции и различия в ценностных ориентациях подростков, проживающих в сельской местности, и подростков, проживающих в условиях города, мы провели сравнительный анализ.
Подростки | Подростки, проживающие в сельской местности | Подростки, проживающие в условиях города | ||
Воз.группы
Ценности |
Младшие подростки (10-12 лет) | Старшие подростки (13-15 лет) | Младшие подростки (10-12 лет) | Старшие подростки (13-15 лет) |
Доминирующие ценности | 1.Здоровье2.Счастливая семейная жизнь
3.Хорошие верные друзья |
1.Здоровье2.Хорошие верные друзья
3.Любовь |
1.Здоровье2.Любовь
3.Хорошие и верные друзья |
1.Здоровье2.Интересная работа
3.Любовь |
Отвергаемые ценности | 1.Творчество2.Красоты природы и искусства | 1.Творчество2.Красоты природы и искусства | 1.Творчество2.Красоты природы и искусства
|
1.Творчество2.Красоты природы и искусства
|
Таким образом, ценностные предпочтения сельских и городских школьников имеют некоторые отличия и особенности. Однако во многом рейтинг выбираемых ценностей повторяется. Так, к примеру, совпадают отвергаемые ценности у всех подростков. Все подростки поставили на первое место ценность «здоровье». Однако, в число доминирующих ценностей для старших школьников городской школы вошла «интересная работа», чего не наблюдается в рейтинге ценностей сельских школьников. А у младших сельских подростков доминирующей является такая ценность, как «счастливая семейная жизнь», чего не наблюдается больше ни у одной из групп. Данный факт, возможно, объясняется тем, что жизнь сельского ребенка в постоянном соприкосновении с природой, наполненная неформальным общением с родственниками, соседями, способствует развитию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость.
Инструментальные ценности
Производим сравнительный анализ между ценностными ориентациями подростков, проживающих в условиях сельской местности, и их сверстников, проживающих в условиях города.
При анализе полученных данных рейтинг инструментальных ценностей младших и старших подростков, проживающих в сельской местности, оказался мало различным.
Так, для младшей подростковой группы (10-12 лет) лидируют такие ценности, как «воспитанность», «аккуратность». Для группы подростков 13-15 лет – «воспитанность», «образованность». Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Более того, данные ценности не попадают в отвергаемые. Наиболее отвергаемыми ценностями для старшей группы подростков оказались «эффективность в делах», «чуткость». Для младшей – «непримиримость», «твердая воля».
С целью выявить общие тенденции и различия в инструментальных ценностях подростков, проживающих в сельской местности, и подростков, проживающих в условиях города, мы также провели сравнительный анализ.
Подростки | Подростки, проживающие в сельской местности | Подростки, проживающие в условиях города | ||
Воз.группы
Ценности |
Младшие подростки (10-12 лет) | Старшие подростки (13-15 лет) | Младшие подростки (10-12 лет) | Старшие подростки (13-15 лет) |
Доминирующие ценности | 1.Воспитанность2.Аккуратность
3.Образованность |
1.Воспитанность2.Аккуратность
3.Образованность
|
1.Воспитанность2.Аккуратность
3.Образованность
|
1.Образованность2.Воспитанность
3.Независимость |
Отвергаемые ценности | 1.Непримиримость2.Широта взглядов | 1.Рационализм2.Непримиримость | 1.Непримиримость2.Эффективность в делах
|
1.Эффективнось в делах2.Непримиримость
|
Можно заметить, что ценностные предпочтения сельских и городских школьников имеют некоторые отличия и особенности. Однако во многом рейтинг выбираемых ценностей повторяется. Однако, в число отвергаемых ценностей для старших школьников городской школы вошла «эффективность в делах», а для сельских школьников – «рационализм».
Таким образом, в своем исследовании мы попытались не только выявить доминирующие ценностные предпочтения подростков, проживающих в сельской местности, но и проследить, как меняются ценностные ориентации от младшего до старшего подросткового возраста, в том числе, и школьников, проживающих в условиях города. В своей работе мы не ставили цель попытаться уловить индивидуальную закономерность ценностных ориентаций, что явилось бы основанием говорить о сформированности (или несформированности) у подростков системы ценностной ориентации или даже о неискренности ответов. Однако без изучения и знания ценностей и ценностных ориентаций личности, тесно связанных с ее потребностями, трудно понять мотивы ее поведения, поступков. На основе этого знания школа, несомненно, сможет целенаправленно сопровождать личностное становление каждого обучающегося, способствовать переводу нравственно-ценных внешних общественных требований в его личные (внутренние) требования к себе.
Педагог-психолог СПЦ А.С.Шаргородская
Социальный педагог СПЦ Т.И.Кожуховская