Осознание замещающими родителями связи между их ошибками и ухудшением взаимоотношений с приемным ребенком — сложный процесс, требующий помощи со стороны сопровождающих семью специалистов. Совместная работа родителей и специалистов над ошибками в воспитании и развитии ребенка способствует постепенному налаживанию детско-родительских отношений в приемной семье.
На пути построения комфортных детско-родительских отношений замещающим родителям свойственно совершать типичные для многих приемных семей ошибки.
Ошибка №1. Пренебрежение информацией об особенностях детей сирот и детей, лишённых родительского попечения в общем, и особенностях принимаемого ребенка в частности. Несмотря на получение информации об особенностях детей-сирот, взрослые часто продолжают считать, что они:
— и так все знают, уповая на свой личный опыт в воспитании родных детей или взаимодействии с детьми из кровных семей;
— легко смогут сделать из трудновоспитуемых детей прилежных и послушных, создав комфортные условия для проживания детей-сирот, согрев их своей любовью и заботой.
На первой стадии адаптации каждый член семьи хочет показать себя с лучшей стороны. Приёмные родители стараются сделать всё, для того, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, пытается понравиться новым членам семьи, старается поддерживать доброе отношение к себе.
На данной стадии у приёмных родителей:
— вышеописанные заблуждения могут закрепиться,
— теоретический материал о стадиях адаптационного периода забыться,
— завышенные ожидания от детей и самих себя появиться.
Ошибка №2. Завышенные ожидания родителей от приемного ребенка.
Ожидания часто не совпадают с реальностью поведения и развития приемного ребенка. Обрадованные чудесными взаимоотношениями на этапе «Медового месяца» приемные родители, приписывают ребёнку большие знания и умения, чем у него есть и необычно удивляются внезапному для них забыванию ребенком простых умений и ухудшению его поведения.
Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей рождает у последних бурю негативных эмоций, что повышает тревогу ребенка и отрицательно влияет на его поведение. Так возникает порочный круг, где негативные эмоции приемных родителей могут затмить доводы разума о необходимости выяснения поступков детей.
Ошибка №3. Искажение мотивации поступков ребенка. «Он специально надо мной издевается!», — именно эту фразу можно услышать от приемных родителей. Если ребёнку не до конца ясна его роль и положение в семье, то это может дополнительно тревожить маленького человека и побуждать его испытывать приёмных родителей на прочность. Именно на этой стадии адаптации приемные дети показывают себя настоящих, уязвимых и нуждающихся в помощи.
Парадокс заключается в следующем: ухудшение поведения ребёнка следует рассматривать как хороший знак, который должен радовать родителей. Приемным родителям часто проще неприемлемое поведение принятых на воспитание детей связать с наследственными факторами.
Ошибка №4. Неуважительное отношение членов приёмной семьи к биологическим родственникам приёмного ребёнка. Какими бы ни были родные родители приемного ребенка, его эмоциональная жизнь продолжает быть тесно связанной с ними. Следует поощрять принятие ребёнком своих родных, поскольку это крайне важно для гармоничного развития его личности. Важный момент, который необходимо учитывать замещающим родителям: с точки зрения приемного ребёнка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает в приют или детский дом, а с приходом в новую семью. Часто ребёнок чувствует себя предателем и не понимает, как необходимо себя вести. Некорректные высказывания приемных родителей не способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений. Замещающим родителям необходимо уметь принять ребенка, не требуя ответного чувства благодарности.
Ошибка №5 Ожидание благодарности от приемных детей. Важно понимать, что дети-сироты зачастую просто не умеют и не знают, как выразить благодарность. Умение благодарить это то, чему приёмные родители могут научить ребёнка своим примером.
Осознание замещающими родителями связи между их ошибками и ухудшением взаимоотношений с приемным ребенком сложный процесс, требующий помощи со стороны сопровождающих семью специалистов.
Совместная работа родителей и специалистов над ошибками в воспитании и развитии ребенка способствует постепенному налаживанию детско-родительских отношений в приемной семье.