Дети одних родителей редко бывают схожими. Речь не идет о чисто внешних чертах сходства, ведь младшее поколение заимствует у своих родителей манеру поведения, особенности телосложения, черты лица, и это никого не удивляет. Разговор будет касаться скорее особенностей психического склада личности братьев и сестер. Учебники по психологии утверждают, что личность есть прижизненное образование, формирующееся в результате общения и воспитания. Чем же тогда можно объяснить, что в одной семье, у одних родителей дети порой являются полной противоположностью друг друга. Папы, мамы, бабушки и дедушки бывают озадачены несхожестью характеров, поступков своих отпрысков в сходных ситуациях, с различными склонностями, привычками и дарованиями. Один ребенок может расти болтуном, весельчаком и пройдохой, другой — скромником, фантазером, эдаким домашним философом. Даже по темпераменту и физиологическим потребностям дети могут сильно различаться. Так, в одной детской могут соседствовать малыш, поднимающийся на рассвете вне зависимости от времени года, и соня, страшный любитель поспать. Они могут предпочитать различные блюда, что приводит к необходимости готовить для каждого отдельно.
Любопытный анализ этим фактам дается в книге Т. Хоментаускаса «Семья глазами ребенка». Автор ее объясняет различия в поведении и характерах детей экологическими отношениями внутри семьи. По его мнению, на момент появления первенца существует одна ситуация, то есть специфический уровень взаимоотношений между супругами, их реакция на появление ребенка, его пол, состояние здоровья, внешность — и к этому добавляется слабая практическая осведомленность родителей в вопросах воспитания, а следовательно, и высокий уровень тревожности за судьбу младенца. Первый ребенок растет в тесном контакте со взрослыми, не ведая о конкуренции со стороны других детей. К моменту появления второго ситуация меняется.
Даже если между рождением детей проходит не так уж много времени, обстановка в семье становится кардинально иной. Как правило, обзаведение еще одним малышом уже четко планируется и контролируется супругами. Его появление на свет является свидетельством и гарантией прочности семейного союза. Второй ребенок, помимо примера взрослых, имеет перед глазами еще один образец — в лице брата или сестры.
Таким образом, он не просто младший, а член особой группировки детей, часто противостоящей в своих требованиях взрослым. Подрастая, младший ребенок сталкивается с превосходством в уровне физического и умственного развития старшего и вынужден для завоевания места под солнцем» избирать свою, специфичную линию поведения. Родители обычно предоставляют ему большую свободу взаимодействия с миром. Поэтому вторые дети в семьях, как правило, более раскованы, лучше приспособлены к обстоятельствам своего существования.
Появление третьего и последующих малышей вынуждает детей, до того бывших младшими, пережить по примеру первенцев ситуацию “свержения с престола”, то есть лишения привилегий баловней, маленьких сынулек или дочурок. Наличие в семье трех и более детей резко стимулирует процессы индивидуализации развития каждого ребенка. Ведь чем больше разнятся между собой дети, тем больше вероятность, что каждого будут любить за свое, за только ему присущую особенность, например, за хороший аппетит или за приветливый нрав, сходство с бабушкой или умение рассказывать смешные истории, за особую ласковость, покладистость или, наоборот, твердость характера и своеволие. С этой трактовкой можно соглашаться или нет, но определенное рациональное зерно в ней есть. Мы скорее склонны объяснять различие или сходство родных братьев и сестер динамичностью или стабильностью формирующей среды, в которой происходит развитие детей, т.е. тех установок и ожиданий, что определяют характер взаимодействия людей в семье.
Так, если второй ребенок является в той же мере желанным, как и первый, родители в такой же степени тревожатся или наоборот спокойны за его будущее, то и психический склад детей скорее всего будет сходным вне зависимости от различий в поле и возрасте. Если же за время воспитания своего первенца родители резко поменяли свои взгляды и установки на характер и содержание воспитательного процесса, изменили свое отношение к детям в целом, на опыте убедились, что невозможно сотворить из малыша все, что заблагорассудится, то второй ребенок будет резко отличаться от первого. И, прежде всего, он будет иначе строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, будет ждать и требовать от них совсем не того, что хотел получить первый.
При этом степень конфликтности отношении между детьми может снижаться и повышаться, в зависимости от того, сравнивают ли родители детей друг с другом, проводят ли параллели в отношении их умственных и физических способностей. Упрек в том, что младший или старший ребенок не такой, как другой, обычно действует на детей подобно красной тряпке.
Они либо станут вступать в жесткую конкурентную борьбу, либо всеми средствами доказывать свое право быть индивидуальностями, а не копиями кого бы то ни было.
Наконец для родителей с мистическим мировосприятием и склонностями к фатальному объяснению всех происходящих событий мы может предложить и еще одно объяснение факта несхожести столь близких родственников, как родные братья и сестры. Дети, рожденные в разные годы, под разными зодиакальными созвездиями, в соответствующие периоды солнечной и лунной активности, и не могут походить друг на друга. Никакая воспитательная система не может пересилить воздействия тех планет и созвездий, под чьим влиянием они находятся. Космические стимулы и предначертания пересиливают природные, унаследованные от родителей задатки. Поэтому люд», родные друг другу по крови, так не похожи по характеру и поведению.
Особую проблему представляет вопрос о различиях в личности близнецов и двойняшек. Их развитие с определенного момента жизни так же может существенно отличаться. Обычно это объясняют процессами доминирования-подчинения внутри пары детей. Но проблема эта до сих пор до конца не решена.