В соответствии с приказом Отдела образования, спорта и туризма Пружанского райисполкома от 28.02.2017 года № 158 ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» осуществил мониторинг положения детей в опекунских семьях по методике, предложенной специалистами кафедры социальной педагогики БГПУ им.М.Танка В.В.Мартыновой и В.А. Маглыш. В ходе мониторинга изучено положение 46 воспитанников опекунских семей, который выявил общий уровень положения детей в опекунских семьях – 2,78 — достаточно высокий.
В замещающих семьях выявленные проблемы положения детей обусловлены:
— большим количеством опекунских детей с ОПФР, психотравмированных, педагогически запущенных и с несформированными навыками самообслуживания, личной гигиены, соблюдения правил поведения в социуме, что осложняет их воспитание, обучение и развитие опекунами;
— при формировании опекунской семьи кандидаты не проходят профессиональной подготовки, обучения по программе «ПРАЙД» (как это делают кандидаты в приемные родители и усыновители), не посещают методические объединения, так как это не предусмотрено законодательной базой РБ;
— чаще всего опекунами назначаются близкие родственники несовершеннолетних, чьи родители лишены родительских прав. Имеют место случаи, когда сами родственники используют модель воспитания и формирования семейных ценностей, близких по своему содержанию к биологической семьи ребенка, что может служить как и положительным, так и отрицательным фактором.