• Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев
Выявление и изучение сформированности социально-правовой компетентности несовершеннолетних и их правовых знаний
Профилактика противоправного поведения у подростков является актуальным направлением в развитии социально-педагогической деятельности в сфере правового воспитания несовершеннолетних и их правовых знаний. В связи с этим среди школ города и района проводилось исследование уровня сформированности социально-правовой компетентности несовершеннолетних и их правовых знаний.
В исследовании приняли участие 105 учащихся 10 и 11 классов. Задачей исследования являлось изучение способности подростков принимать решения, соответствующие действующим нормам права, готовность брать на себя ответственность за свое поведение и совершённое деяние.

Учащимся предлагалось ответить на вопрос «Какие свои права вы знаете?». Были получены следующие результаты:
— право на жизнь – 43(41%)
— право на бесплатное образование – 41(39%)
— право на медицинское обслуживание – 17 (16%)
— право на жилье -23 (22%)
— право на отдых – 7 (6%)
— право свободы слова – 14 (13%)
— право на правовую и социальную защиту – 2 (2%)
На вопрос «Куда нужно обращаться, если ваши права нарушены?», были получены следующие варианты:
— в милицию – 47 (45%)
— в суд – 23 (22%)
— к родителям – 5 (5%)
— к классному руководителю/социальному педагогу – 3 (3%).
Далее учащимся предлагалось найти пути выхода из проблемных ситуаций правового характера. То есть,  предлагались ролевые и сюжетно-ролевые задания, основанные на имитации ситуаций реальной жизни и предполагающие самостоятельное решение возникших проблем.
Ситуация 1. Вы видите, как во дворе молодые люди из школы избивают вашего одноклассника либо одноклассницу.
Ваши действия:
 А) вы ввязываетесь в драку, чтобы защитить своего одноклассника либо одноклассницу- 58 (55%)
 Б) делаете вид, что ничего не происходит, и идете на урок -1 (0,9%)
 В) вызываете по телефону скорую помощь – 3 (2,7%)
 Г)  сообщаете классному руководителю либо другому работнику школы об увиденном вами – 42 (40%)
 Д) отправляетесь за помощью к старшим ученикам – 1(0,9)
Ситуация 2. Ваш знакомый сверстник, у которого родители уехали за город на выходные дни, пригласил вас в малознакомую вам компанию сверстников к себе в гости на вечеринку. Вы просмотрели в гостях у приятеля интересный видеофильм, послушали музыку. Кто-то из компании предложил выпить спиртное, которое, к несчастью, оказалось у вашего приятеля дома, и покурить. Большинство членов компании, в том числе хозяин вечеринки, поддержали эту идею.
Ваши действия:
 А)  вы решили присоединиться к большинству- 14 (13%)
 Б) вам не понравилась эта идея, и вы решили уйти – 60 (57%)
 В) вы пообещали рассказать обо всем родителям вашего приятеля – 3 (2,7%)
 Г) вы решили сообщить об этом по телефону в милицию – 3 (2,7%)
 Д) вы попытаетесь отговорить от этой идеи компанию, зная заранее, что ваши убеждения будут безрезультатны – 25 (24%).
Ситуация 3. Вы обнаружили, что в школе пропали какие-то ценные для вас вещи. Например, исчезла ваша новая куртка или вы точно знаете, что в вашем портфеле к началу занятий лежал мобильный телефон.
Ваши действия:
 А)  вы самостоятельно проведете расследование – 6 (6%)
 Б) сообщите об этом в милицию – 20 (19%)
 В)  обратитесь за помощью к одноклассникам – 6 (6%)
 Г) расскажите директору школы – 19 (18%)
 Д) немедленно расскажете о случившемся классному руководителю – 54 (51%).
Ситуация 4. Возвращаясь домой, вы подверглись нападению со стороны неизвестных вам людей. Вас избили, но никаких серьезных повреждений вам не нанесли. С вас сняли часы, дорогую куртку, забрали деньги.
Ваши действия:
 А) придя в себя, попытаетесь выследить обидчиков – 18 (17%)
 Б) вы немедленно сообщите о случившемся по телефону в милицию или направитесь в ближайший опорный пункт милиции – 59 (66%)
 В) вы ничего не предпринимаете, возвращаетесь домой и ничего никому не рассказываете – 2 (2%)
 Г) вы придете домой и расскажете о случившемся своим родственникам – 24 (23%)
 Д) вызовете по телефону скорую помощь – 2 (2%).
Ситуация 5. Ваш одноклассник (одноклассница) подшутил над вами без злого умысла, но вам эта шутка показалась оскорбительной.
Ваши действия:
 А) ударить обидчика (обидчицу) – 15 (14%)
 Б) попытаться отшутиться в том же духе – 77 (73%)
 В) пригрозить обидчику отомстить за язвительность – 6 (6%)
 Г) рассказать об этом классному руководителю – 7(6%).
Ситуация 6. Вы остались дома, ваши родители уехали на выходные дни по делам, сказав, что делать в какой-либо ситуации.
Ваши действия:
 А) вы устроите дома вечеринку с лучшими друзьями – 30 (28%)
 Б) вы пригласите к себе в гости малознакомых вам сверстников, считая, что вам будет веселее – 2 (2%)
 В) пойдете прогуливаться по ночному городу или отправитесь в путешествие на время выходных дней – 10 (9,5%)
 Г) вы в точности выполняете ценные указания ваших родителей – 63 (60%).
На основании анализа полученных данных можно выделить три группы способов, к которым прибегают подростки при преодолении и решении социально-правовых проблемных ситуаций:
— обращение к родителям и другим значимым взрослым (у десятиклассников этот показатель составляет 12,5%, у одиннадцатиклассников – 5%);
— самостоятельные действия у десятиклассников этот показатель составляет 27%, у одиннадцатиклассников – 28%);
— попытки уйти от решения проблем у десятиклассников этот показатель составляет 60%, у одиннадцатиклассников – 66%).
Показатели диагностики
Учащиеся классов
Обращение к родителям и другим значимым взрослым
Самостоятельные действия
Попытки уйти от решения проблем
10
12,5
27
60
11
5
28
66
Результаты исследования показали, что подростки чаще пытаются уйти о решения проблем. Это может свидетельствовать об отсутствии положительного личностного опыта в разрешении социально-правовых ситуаций.
Вторая часть нашего социологического исследования предполагала изучение у подростков знаний норм права и той ответственности, которая может наступить вследствие их несоблюдения.
На вопрос «Подлежит ли наказанию распитие спиртных напитков или появление в общественном месте в пьяном виде?», 93% учащихся ответили «да», а 7% — «нет».
Только 69% подростков знают, что, согласно Конвенции оправах ребенка, ребенком считается физическое лицо до 18 лет. 26% — до 16 лет, 3% — до 10 лет.
76% учащихся знают, что документом, имеющим высшую юридическую силу в РБ, является Конституция РБ. 14% считают данным документом Закон РБ «О правах ребенка» и 10% — Уголовный кодекс.
С тем, что государственным языком в РБ является русский и белорусский, согласилось 92% подростков. 8% считают государственным языком белорусский.
Мнения учащихся разошлись в вопросе возраста ребенка с которого, согласно Закона РБ «О правах ребенка», он может обратиться в суд с заявлением:
— с14 лет – 68%;
— с 16 лет – 32%;
— с рождения 2%;
— с 10 лет – 1%.
71% подростков считают, что право на труд допускается с 16 лет, 29% — с 14.
С тем, что все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка, согласилось 95% учащихся. Остальные 5 % так не считают.
То, что алкогольное опьянение является отягощающим вину обстоятельством при совершении преступления, знает 84% подростков, 16% так не считают.
91% учащихся уверены, что допрос несовершеннолетнего должен проходить при присутствии педагога. 9% — нет.
С тем, что к несовершеннолетним может применяться наказание: лишение свободы сроком на 15 лет не согласно 87% подростков. 13% считает, что может.
То, что нецензурная брань в общественных местах подлежит наказанию, знает 95% подростков. Остальные же 5% так не считают.
95% согласилось с тем, что чистосердечное признание является смягчающим обстоятельством ответственности за преступление.
То, что запрещена продажа алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним знает 98% подростков.
97% учащихся  уверенны, что родители несут ответственность за не выполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.
Таким образом, несмотря на комплексное осуществление воспитания школьников, на использование и совершенствование многообразных форм и средств воздействия на их сознание, к сожалению, можно констатировать и тот факт, что уровень как нравственного, так и уровень правового сознания у отдельных подростков еще невысок, несовершенна их правовая культура.
Социальным педагогам школ и классным руководителям необходимо усилить работу по правовому просвещению несовершеннолетних 10-11 классов. Так как правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает особую актуальность в 14 – 15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов и когда познание это уже вызывается жизненной необходимостью. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу. Именно жизненность знаний является важнейшим принципом правового образования.

Добавить комментарий