КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Очень важный момент наступает в жизни ребёнка тогда, когда он начинает осознавать себя как личность. Взрослым трудно себе это представить, так как они обладают ощущением своего собственного «я» и полагают, что иначе быть не может. Тем не менее, ребёнок раннего возраста ещё лишен этого ощущения. Он сам не определяет тех чувств и желаний, которые у него возникают, от внешних причин, их вызывающих. Действительность для него более текуча, изменчива, чем для нас. Долгое время ребёнок не осознаёт, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке.
Ребёнку трудно осознать себя отдельной от взрослого личностью. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице, беседуют с собой, как с посторонним: уговаривают, ругают, благодарят.
Осознание себя происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей самостоятельности ребёнка. Он овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. И он начинает мало — помалу понимать, что то или иное действие выполняет именно он.
Внешне это понимание выражается в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом: « дай мне куклу», «я бегаю». Малыш как бы отделяет себя от других людей. Он осознаёт собственные, возросшие возможности. Это выражается в том, что он начинает по-другому относиться к взрослым. Начинает себя сравнивать с ними. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью. Мальчик трёх лет заявляет: «когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».
Но, говоря о будущем, он подразумевает, что хочет этого немедленно, хочет немедленно быть большим. Это желание наиболее ярко выражается в неукротимом стремлении к самостоятельности и противопоставлении своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трёх лет. В этот период, который длится около 3 месяцев, мы испытываем значительные трудности во взаимоотношениях с ребёнком, сталкиваемся с его упрямством, негативизмом, своеволием, протестом-бунтом, капризами.
Негативизм. Ребёнок отказывается вообще подчиняться определённым требованиям взрослых.
Упрямство. Настаивает на своём требовании, на своём решении. Здесь происходит выделение личности, выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Своеволие. Ребёнок стремится, хочет делать сам, у него уже есть какие-то замыслы, намерения.
Протест. Частые ссоры с родителями.
Кризис трёх лет представляет собой ломку тех взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребёнком и взрослым.
К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребёнка предметом и способом действия, а как бы впервые открываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Дети не только протестуют на каждом шагу против нашей (излишней, по их мнению) опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены. Перед сверстниками и посторонними взрослыми дети свою независимость не демонстрируют. Почему же это происходит?
Различия в отношении к родным, знакомым и посторонним людям возникают у детей уже в первом полугодии жизни ребёнка, а 3 леток уже очень сильны. Именно на близких людях ребёнок начинает тренировать свою волю. К этому его поощряют их любовь и внимание, в чём он совершенно уверен. Взрослых пугают эти вспышки протеста, но они должны помнить: ребёнку необходимо тренировать свою волю. Он должен научиться отстаивать свои интересы, иначе он вырастет слабовольным и безынициативным человеком. Поэтому лучше осмыслить причину протеста и изменить стиль поведения, если это поведение провоцирует малыша на сопротивление. Педагоги детских садов не всегда испытывают на себе тяжесть кризисных проявлений, так как их отношения строятся на основе делового общения и складываются так, что ребёнок не ощущает над собой постоянной мелочной опеки. Ему предоставляют большую свободу, его досуг планомерно и научно организован.
У детей трёх лет начинают складываться определённые отношения с взрослыми. Малыши ведут себя с ними по-разному. Одни умеют сдерживать свои желания, ждать, пока взрослый занят, настойчиво преодолевают трудности в овладении навыком, другие нетерпеливо кричат, плачут, требуя немедленно выполнить желание. Дети часто негативно реагируют на слова взрослых. И совсем не важно, что требует взрослый. Например, мальчик любит играть с конструктором, но ему это не всегда разрешают, но воспитатель говорит, «иди, поиграй с конструктором». На что ребёнок отвечает: «не пойду». Почему он отказался? Потому что в голосе воспитателя он уловил повелительные нотки. Ему опять предлагают, но он снова отказывается, плачет – играть то хочется! Но стремление не подчиниться воле взрослого сильнее. Упрямство тоже не всегда связано с желанием малыша. Он настаивает на своём не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он этого потребовал. Как же теперь отступить. Упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это относится и к негативизму. Но если негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Поэтому кризис – явление закономерное. Но бывает, кризис заходит слишком далеко. Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослого. Попытки общаться с ним по-прежнему ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение детства, а то и позже. Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.
При появлении капризов и упрямства
-
Надо обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребенку, не следует одергивать его, повышать голос.
-
В момент срывов малыша лучше на некоторое время оставить одного, перестать контактировать с ним. Без соответствующей реакции взрослого ему не интересно капризничать.
-
После этого следует подойти и попробовать вовлечь в какую-нибудь деятельность, сохраняя спокойное и доброжелательное отношение.