ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ
Часто бывает нелегко угадать намерения наших детей, понять, почему они поступают определенным образом, ведь уровень их развития не позволяет объяснить взрослым, что они имеют в виду. «Мама, ты меня унижаешь, когда так на меня кричишь. Мне нужно, чтобы ты просто сказала мне, чего ты от меня хочешь, и подождала несколько минут, пока я не начну это делать», – вряд ли можно ожидать подобных слов от ребенка четырех, шести или даже четырнадцати лет, да и от многих взрослых.
Своим поведением дети сообщают о том, что им нужно. Наша обязанность – понять их поведение. Поведение – это ключ к благополучию ребенка. Если дети ведут себя нормально и их поведение соответствует возрасту, мы знаем, что у ребенка все в порядке. Когда поведение не соответствует определенным правилам или его невозможно контролировать, то это сигнал о том, что что-то не так. Поведение – точный барометр внутреннего эмоционального состояния ребенка. Когда мы видим только внешнюю сторону, наказывая или упрекая ребенка за его поведение, мы игнорируем внутреннее, эмоциональное состояние, которое послужило причиной конфликта. Это напоминает прополку, когда корни сорняков остаются в земле. Случаи подобного поведения будут повторяться.
Если ребенок начинает вести себя еще хуже, значит он пытается нам сказать: «Вам совершенно не важны мои желания, поэтому, я думаю, мне нужно кричать громче и стучать сильнее, чтобы вы, наконец, заметили меня». Наказывая ребенка, упрекая его, мы проявляем к нему самое пристальное внимание, но это не то внимание, которое ему нужно, – мы по-прежнему не обращаемся к истинной причине плохого поведения, и все повторяется сначала.
Причин плохого поведения, непослушания может быть множество. Их условно можно разделить на группы:
-
Борьба за выживание: нарушение установок, с которыми ребенок приходит в мир: «Я есть!», «Я – хороший», «Я любим», «Я нужен, обо мне заботятся». Часто это происходит из-за частых отлучек матери из дома или нарушением/отсутствием эмоциональной связи между матерью и ребенком – мать формально выполняет свои родительские обязанности.
-
Борьба за самоутверждение (кризис 3-х лет, подростковый возраст – периоды, когда в психике ребенка происходят закономерные изменения, изменяется поведение – и родителям часто трудно бывает справиться с возникшими трудностями).
-
Желание отомстить (развод родителей, ревность к другому ребенку, ссоры родителей, частые или длительные периоды проживания у бабушек-дедушек, в летних лагерях, резкие замечания – ребенок действует по принципу «вы сделали мне плохо, и я сделаю вам плохо»).
-
Потеря веры в собственный успех из-за низкой самооценки (важно, чтобы у родителей была адекватная самооценка и оценка ребенка).
Для того чтобы организовать свою жизнь и жизнь ребенка, необходимо выработать некоторые правила, которые, во-первых, помогут избежать большей части конфликтов, а во-вторых, помогут воздействовать на ребенка в случае возникновения ситуации непослушания. Универсальных правил для всех детей нет, они должны вырабатываться индивидуально в каждой семье, но есть требования, которые нужно соблюдать при их выработке:
-
Правила ограничения и запретов обязательно должны быть у каждого ребенка, к тому же они должны быть в общем одинаковыми для всех детей в семье, с небольшими поправками на возраст и вид деятельности, например, у ребенка-школьника правила будут несколько иными, чем у дошкольника, потому что многие будут связаны с учебой в школе и т.п.
-
Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими (например, ребенок всегда идет спать в 9 вечера, но в новогоднюю ночь, предварив исключение специальной беседой-объяснением, ребенок может лечь тогда, когда ему захочется).
-
Выработанные правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка и лишать его любви, ласки, понимания родителей, ограничивать его свободу и т.д. Так, нельзя ограничивать потребность ребенка в движении, общении, его исследовательские интересы, напр., даже по лужам можно ходить, но в высоких сапогах и т.п.
-
Правила должны быть согласованы взрослыми между собой, при этом договариваться лучше вне присутствия ребенка и потом взаимодействовать, чтобы не было рассогласований в их исполнении.
-
Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным, так как закономерным ответом на приказание может стать отказ ребенка вообще что-либо делать. К тому же ребенок должен понимать, почему что-то запрещается, не достаточно простого «Я так сказал!», или «Нельзя – и все!». Нужно кратко пояснить причину запрета.
-
Наказывая ребенка, правильней лишить его хорошего, чем делать ему плохо (например, не рассказывать на ночь сказку). Поэтому нужно создать в семье запас хороших традиций, тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.
В СИТУАЦИИ, КОГДА РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ НУЖНО:
-
пробовать реагировать непривычным для ребенка образом. Это сбивает его с толку, помогает ему отвлечься от стереотипного поведения и переключить внимание на что-то другое. Это хороший способ реакции на непослушание, но он требует тренировки, так как самому взрослому иногда очень сложно побороть свои стереотипы;
-
попробовать разобраться в изначальной причине непослушания, наладить контакт с ребенком;
-
оценить ситуацию, пойти на некоторый компромисс, если это поможет положительно разрешить ситуацию, но затем поговорить с ребенком и объяснить, что это скорее исключение, и что в этой ситуации можно было бы поступить иначе, вспомнить, какие правила есть в семье относительно этой ситуации;
-
использовать «Я-высказывания», т.е. вместо обвинений «Ты делаешь … и это неправильно», говорить о себе, например «Когда ты делаешь …, мне обидно (неприятно, больно), потому что я устала на работе и мне хотелось бы просто поговорить или поиграть с тобой».
В любом случае плохое поведение лучше предупредить, чем потом с ним бороться, поэтому если вы будете последовательны и будете разумно следовать правилам, плохого поведения станет меньше, и не исключено, что со временем оно исчезнет совсем.
Консультирование воспитателей
на тему:
«Почему ребенок не слушается?»
Педагог-психолог: И.А. Казберович