Трудности контакта с ребенком
Каждый родитель, конечно, хочет дать самое лучшее своему ребенку, и чаще всего именно это желание и приводит к некоторым проблемам. Это как правило происходит от того, что родители за бесконечной тревогой о здоровье и благополучие своего ребенка не замечают настоящих его потребностей и сами того не осознавая создают трудности и себе и ребенку ожидая от него слишком много или слишком малого.
1. Гиперопека
Гиперопека — чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность приспосабливаться и действовать в рудных ситуациях. Таким детям кажется, что любое препятствие является непреодолимым. И поэтому он постоянно ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей.
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Часто гиперопека проявляется, когда мать не может признать факт взросления ребенка и продолжает ограничивать его в самостоятельности. Так же причиной такого явления является проблемы общения в семье (отсутствие одного из родителей или ограниченный круг общения родителей). В таких случаях родители компенсируют недостаток общения в отношениях с детьми.
2. Жесткий контроль
По сути, жесткий контроль и гиперопека понятия очень схожие и одинаково пагубно влияют на развитие и взросление ребенка, мешая ему расти и приспосабливаться к окружающему миру. Разница заключается только в том, что в первом случае родители демонстрируют повышенную заботу, а во втором излишнюю жесткость.
3. Проблемы поощрения и наказания
Наказание – это не действие со стороны наказывающего родителя, а то что происходит в психике ребенка в результате этого действия. Это чувство – стыда от которого хочется избавиться и не возвращаться к нему.
Поощрение — это то, что воспринимается ребенком как чувство удовольствия и удовлетворения от действия, за которое его похвалили близкие ему люди. Естественно у ребенка появляется желание испытать это чувство еще и еще. В дальнейшем ребенок научается получать удовлетворение не от самого поощрения за это действие как такового, а от его результата.
Проблема поощрения и наказания на самом деле, не в том, как распределить их количество, а в том, как правильно это делать, чтобы не травмировать ребенка.
Итак, каждый родитель знает, чтобы наказание возымело действие, ребенок должен испытать чувство вины и осознать, что он нарушил правила взаимоотношений с родителями. Однако необходимо помнить в такие моменты о том, что, не смотря на это, ребенок должен чувствовать, что взрослый осуждает только его конкретный поступок, а не его как человека. Поэтому для того, чтобы получить позитивный результат от наказания, важно сохранять чувство безусловного принятия ребенка- т.е воспринимать его таким как он есть и не пытаться с помощью наказания превратить его в идеального.
К сожалению, в большинстве случаев при наказании ребенок чувствует себя не любимым; за осуждением его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители в эмоциональном порыве очень часто используют такие выражения как: «Ты хулиган», «Я больше не буду тебя любить».
Такая форма воспитания, несет крайне негативный заряд и не является эффективной, кроме того наносит ребенку эмоциональную травму.
Гораздо эффективнее при наказании использовать выражения отражающие чувства родителя непосредственно в отношении поступка совершенного ребенком, например:« Я очень расстроена, твоим поведением».
К сожалению, очень часто случается так, что родители чаще наказывают, чем поощряют своих детей. Заостряя внимание на том, что ребенок делает не правильно, забывают поощрять его. И действительно, поощрение не менее важно, чем наказание, однако и здесь главное соблюсти определенный баланс. Здесь важно помнить, о том, что, материальное поощрение ребенка, не должно уступать эмоциональному. Ведь родители часто пытаются компенсировать недостаток общения с ребенком покупкой игрушек и других материальных ценностей. В таких случаях, возможно, противоположное поведение ребенка, который, испытывая дефицит эмоционального общения с родителем, пытается привлечь его внимание, пусть даже негативное.
Обобщая выше сказанное, хотелось бы еще остановиться на вопросе справедливости наказания. Здесь важно подчеркнуть, что справедливым наказание может считаться только в том случае, если оно происходит при нарушении ребенком тех правил и обязанностей, которые были обдуманны и оговорены родителями совместно с ним заранее. Если же, родители не оговаривая правила поведения наказывают ребенка, то он вполне может не понять за что он наказан, и тогда наказание из элемента воспитания просто превратиться в обычное насилие над ребенком.