Если ребёнок принёс из сада чужие игрушк

Дети в возрасте 4-6 лет иногда не могут устоять перед искушением иметь ту или иную приглянувшу­юся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путем. Но если полутора—двухгодовалые карапузы просто про­тягивают ручонку и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значение слов «свое» и «чужое». Они знают, что брать чужое — не­хорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно. Открытое присвоение, связанное со скандалом и об­щим ревом из-за раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это еще не тай­ное присвоение чужого имущества, в просторечии именуемое кражей или воровством. Это просто стремление взять то, что хочется, по-тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможнос­тью противостоять искушению. Именно знание нега­тивных последствий и желание избежать их толкают ребенка на этот путь.

Можно ли на практике различить начало формиро­вания дурной склонности к воровству и укрыватель­ству чужого от невинных действий, связанных со сла­бостью волевой регуляции поведения, неспособностью к ограничению своих желаний? Грань между ними еще очень нечеткая. И взрослые своими действиями легко могут склонить чашу весов как в ту, так и в другую стороны.

Если родители реагируют спокойно, доброжелательно, объяс­няют отрицательные последствия содеянного (Что будет, если каждый возьмет из садика по игрушке? Через день вам и играть будет нечем!), то это должно при­вести к изживанию порочных форм поведения у детей.. И, напротив, оскорбительные действия взрослых: обыскивание карманов, дознание, вымещение своей обиды и стыда на детях в сочетании с желанием хоть как-то оправдать их — скорее всего, будут способство­вать формированию более изощренных способов при­своения чужого. Возможно, что такое поведение роди­телей вызовет у ребенка сильную эмоциональную ре­акцию, желание отомстить обидчикам. При этом ребёнок будет рассуждать примерно так: раз им не понравилось то, что я сделал, надо сделать что-нибудь такое еще раз, пусть побесятся, покричат, так им и надо.

Попустительство, закрывание глаз на неблаговид­ные действия детей, равно как и применение физичес­ких наказаний, развивает желание присвоить чужое. Если в дошкольном возрасте это игрушки, то позже это могут быть и более ценные вещи или деньги, В подростковом возрасте эта тяга в сочетании со стрем­лением к самоутверждению и лидерству начинает при­обретать серьезные формы асоциального поведения (кра­жи, вымогательство, разбой и шантаж).

Тиражирование и фактическая пропаганда средства­ми массовой коммуникации самых разнообразных спо­собов присвоения чужой собственности способствуют воспроизведению их в играх дошкольников. Иногда дети настолько вживаются в тот или иной образ, что переносят игровые действия на повседневную жизнь. Преодолеть это явление взрослым поможет все та же игра. Родители и воспитатели вряд ли в силах переиг­рать ребенка, но переориентировать малыша они спо­собны. Действия грабителей братьев Гавс и благород­ного разбойника Робин Гуда, гангстеров и человека-молнии не очень сильно отличаются по содержанию, но в корне противоположны по психологической на­правленности. Поэтому задача взрослых — изменить смысл детских игр, направить, пусть и воображаемые, действия ребенка в русло защиты угнетенных, помо­щи слабым и обездоленным.

Итак, если ребенок принес в дом чужую игрушку и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимопри­емлемого обмена, постарайтесь убедить его вернуть ее и принести пострадавшему извинения. Убеждающие доводы подбирайте с учетом индивидуальных особен­ностей малышей и своего характера, однако стоит обой­тись без моральных истязаний и физических наказа­ний.

Демонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми. Однако избегайте в их присутствии бурных сцен, сопровожда­емых взаимными оскорблениями, упреками в совер­шении педагогических промахов и ошибок в деле вос­питания подрастающего поколения.

Время от времени контролируйте содержание игр своих детей. Однако не стоит изводить их подозрени­ями в совершении неблаговидных поступков. Не забы­вайте, что они во многом лишь копируют поведение взрослых, в том числе и ваше.

Добавить комментарий