ЧЕГО БОЯТСЯ РОДИТЕЛИ?
Страхи свойственны всем. И бороться против них бессмысленно, уверяют специалисты. Достаточно знать о них и уметь пользоваться этим знанием.
Ваш малыш вырос и перестал бояться темноты. Он вообще стал таким бесстрашным, что превратил вашу жизнь в ад.
Он хочет все и сразу. Но еще ничего не умеет. И прежде всего — справляться со своими собственными проблемами. Зато научился активно протестовать.

Отрицает родительские ценности. Негативен, агрессивен, ленив, груб. А его чрезмерное стремление к независимости и самостоятельности в сочетании с минимальной собственной ответственностью за происхо­дящее доведет до умопомрачения даже ангелоподобного родителя, если таковой существует.
Что же чаще всего беспокоит взрослых в поведении подростка? Поздно ложится спать. Лжет. Говорит, что идет на занятия в кружок, а сам торчит весь вечер в соседнем подъезде. Крадет деньги из кошелька, но с наглой улыбкой отрицает это. Устраивает в квартире беспорядок, никогда не убирает за собой. Не хочет мыть посуду и выносить мусор. Не ухаживает за своей собакой. Одевается, как бродяга. Гуляет допоздна, иногда всю ночь. Часами болтает по телефону. Хамит и держится неуважительно. Водится с подозрительными дружками. Слишком много смотрит телевизор. Не отрывается от компьютера. Не делает уроков, не ходит в школу. Ругается. Курит. Пьет пиво, может, и кое-что покрепче. Балуется наркотиками. Сделал беременной свою подружку. Ну и так далее. У каждой семьи свой горький перечень.
Специалисты утверждают: истоки преступного поведения нужно искать в семье. Где нетерпимость, гипе­ропека над детьми — отличительные черты. Где взаимоотношения строятся на игре во власть, подчинении.
Говорить в такой ситуации о правильном воспитании не приходится. Да и кто о нем знает, о правильном воспитании? И семья, и школа — авторитарные институты. Даже в гимназиях вся энергия уходит на создание элитарной школы, где избранные дети усваивают знания. По-прежнему никто не думает о том, как воспиты­вать члена общества, как вырастить человека, умеющего уважать в другом личность. Не с позиции силы и власти, а с позиции терпимости, признания его права быть другим.
Мать-алкоголичка, отец-наркоман — слишком распространенное явление. Психологи называют такие се­мьи дисфункциональными. Естественная функция ребенка — просто быть ребенком, объектом родительской любви и внимания — в них нарушена. Подросток вынужден приспосабливаться, подчинять свои чувства и интересы психологическому дискомфорту.
Каждая дисфункциональная семья несчастлива по-своему. Модели же поведения детей в этих семьях не отличаются разнообразием.
Выбор небогат:
«Талисман семьи» — старается своим поведением (шутками, показной веселостью) разрядить обстановку, переключить внимание с истинного носителя проблемы (папы или мамы) на себя.
«Потерянный ребенок» — беспроблемный, тихий, но так нуждающийся в тепле и понимании! Он тянется к любому, кто проявляет к нему интерес. Одиночество, чувство униженности и неудачи рождают в нем серьезные комплексы — заниженную самооценку, неверие в собственные силы.
«Герой семьи» — умница, хорошо учится, домашние гордятся им. Ответственный, обязательный. Вот только не ради себя он так бьется. Из последних силенок «герой» восполняет ушедшие из семьи честь и достоинство.
«Козел отпущения» — тот же «талисман», только поступает с точностью до наоборот. И не столь безоби­ден. Он бросает вызов существующим нормам поведения. Агрессивен, зол. Общение с ним тяготит. Он растет, а вместе с ним растут как снежный ком его нерешенные проблемы.
Чувство незащищенности в раннем детстве, недолюбленность в школьные годы… сплошные «не». В ре­зультате два типа подростков: безмолвный, апатичный, безразличный к людям и вообще ко всему живому и реальному, прячется в скорлупе своих иллюзий и фантазий; и другой — бунтующий, непокорный, ненавидя­щий всех и вся, готов привлекать к себе внимание любыми, даже криминальными способами.
Хорошо, что в конечном счете судьбу определяют не мать-гулена и не отец-рецидивист, а эмоциональное отношение родителей к ребенку, его принятие или отвержение. И в самых, казалось бы, пропащих семьях может вырасти хороший, честный человек. Если его любят и понимают.
Родители — люди настроения. И в этом их обаяние. Правда, когда настроение хорошее. А когда плохое? Тогда мамы и папы открыты всевозможным страхам. А характер фобий, к которым они испытывают трогательную привязанность, считая их надежной броней от несчастий, зависит… В общем, перечислять долго и скуч­но. Лучше поговорим о наиболее часто встречающихся фобиях.
Родители боятся, что «подросток» — это диагноз, а не возраст, и с этим уже ничего не поделаешь.
До тех пор пока вы не примете своего взрослеющего в муках ребенка таким, какой он есть, не поймете, что просто рождается новый человек, у которого вместе с потребностью в эмоциональном общении с родителями возникает и крайняя нужда в независимости и свободе от них, конструктивного и партнерского диалога с подростком не получится.
Забудьте прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок. Акцентируйте любые, даже самые незначи­тельные успехи своего чада. Ведь он так ждет вашего сочувствия, психологической и эмоциональной поддержки!
Суровые отцы и чрезмерно критичные матери! Помните, ваш ребенок живет в постоянном, тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отторжения по банальной формуле: как ты смеешь не соответ­ствовать тому, что от тебя ждут, ведь мы жертвуем всем, чтобы сделать из тебя человека?!
Подросток пребывает в повседневном, глубоком стрессе от своей уязвимости. Бедняге приходится делать вид, что он в состоянии управлять собственными эмоциями, хотя на самом деле давно готов выпрыгнуть из окна.
Дефицит родительской отзывчивости на нужды подростка способствует формированию страшных чувств: беспомощности, одиночества и собственной ненужности. Разве об этом мечтали вы лет пятнадцать назад?
Родители боятся быть отвергнутыми. Но пасовать перед трудностями не в ваших правилах, верно? Вы можете помочь своему запутавшемуся подростку наладить разорванные в припадке хандры родственные свя­зи, обеспечивая:
Нормальность — поддерживайте, невзирая ни на что, нормальный статус ребенка в семье.
Интимность — не решайте за него, чего он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это даст вам возможность проявлять теплое отношение на уровне, комфортном для юного бунтаря.
Теплое отношение — используйте нормальные выражения теплого отношения, пусть в вашем голосе зву­чит нежность.
Одобрение — кивните, подмигните, лохмы пригладьте, что угодно придумайте, чтобы подчеркнуть значи­тельность ребенка, его ценность, чувство принятия.
Постоянство и предсказуемость — жизнь вашего новоявленного панка вне дома может стать хаотичной. А дом — единственным местом, где он будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши ожидания.
Чувство включенности — вовлекайте его в дискуссии.
Безопасность и конфиденциальность — поддерживайте привычный образ жизни, не обсуждайте детали слу­чившейся беды с кем бы то ни было. Побольше размышляйте о своих собственных чувствах и о чувстве дискомфортности, которое они у вас вызывают, — это лучшая подготовка к тому, чтобы справиться с ситуацией.
Родители боятся, что их дальнейшие шансы равны нулю, раз дружба с подростком не получилась сразу. Лучше встаньте на путь временных компромиссов. Потому что переделать друг друга вы все равно не сможете.
Родители боятся сделать ошибку, ведь быстро и безболезненно изменить свою философию или привыч­ки они вряд ли смогут.
Ошибайтесь! Но вновь и вновь пробуйте найти общий язык. Подросток нуждается в том, чтобы ему помогли осознать причины конфликтов с родителями. Он теряется в провокационных, задевающих, угрожаю­щих ситуациях, вот и выбирает агрессию как стиль своего ответа.
Родители боятся ответственности. Служить ребенку примером — нелегкая миссия. Для взрослых ха­рактерен несколько односторонний взгляд не только на детей, но и на самих себя. Не потому ли мы готовы справляться с проблемами не поиском нестандартных решений, не честным спросом с себя, а с помощью всяких разных хитростей и уловок?
Психологи из США супруги Байярд (родители пятерых детей) недавно огорошили весь мир своей книгой «Ваш беспокойный подросток». Особенно поразило всех «Руководство для отчаявшихся родителей». Задача книги, как ее понимают авторы, — помочь родителям избавиться от дурной и разрушительной привычки выступать руководителем там, где они должны занять позицию скромных помощников, скорее наблюдателей.
Освободитесь от непосильной ноши, начните доверять родной кровинке. Вот оно, ключевое слово, оправды­вающее отказ от ответственности, — доверие! Перекладывая ответственность за поведение, стиль жизни, образ мысли с себя на подростка, вы наконец совершите самое главное — позволите своему ребенку взрослеть.
Родители боятся разочарований. Стараются казаться детям лучше и совершеннее, чем на самом деле.
А что будет, если вас разоблачат? Психологи буквально заклинают взрослых: признайтесь! И себе, и детям
признайтесь, что в вашей душе тоже есть злые и темные стороны. А затем сделайте трудный, но важный шаг:
пробуя повлиять на ребенка, чье поведение вам не нравится, начните не с нотаций, а с попытки посмотреть на себя как на врага с точки зрения ребенка.
Современная психология предлагает понять невозможное: ребенок совершенно справедливо ненавидит иногда мать или отца и даже имеет право фантазировать на темы их убийства. Так утверждает известный немецкий психолог Карл Бютнер. И ехидно добавляет: «У взрослых в конце концов тоже бывают скрытые фантазии — «размазать» по стенке собственных детей».
Непривычный взгляд. Но так ли уж он несправедлив? К тому же каждую из проблем специалисты совету­ют рассматривать не только как повод для переживаний, но и как благоприятную возможность изменить жизнь к лучшему.
Родители боятся стать жертвой потребительского отношения. Обойдитесь с жертвой сурово. Имен­но с жертвой внутри себя, а не с собой. Долой самоедство, неприятные воспоминания и клятвы стать в ближайшее время другими, уважаемыми и любимыми родителями! Ваш вредный и злой подросток так просто не сдастся.
Программа борьбы с жертвой потребительского отношения не обещает чудес, но постепенно вносит в жизнь серьезные позитивные изменения.
Она выглядит примерно так:
  1. Будьте честными.
  2. Используйте в борьбе простой, каждодневный язык. Не впадайте в патетику. Не задавайте вопросов. Вы втягиваете ребенка в ненужную дискуссию, рискуете нарваться на ложь.
  3. Не давайте вовлечь себя в обмен оскорблениями. Не отвечайте на обвинения или личные оскорбления. Пытайтесь контролировать свои эмоции.
  4. Не реагируйте слишком бурно.
И помните, чего делать нельзя:
  1. Никогда не говорите ничего такого, чего бы вы не хотели услышать сами.
  2. Не забывайте о своих обещаниях.
  3. Не жалуйтесь.
«Познание правды останавливает вражду и ненависть», — писал пророк еще в XII веке. И он был прав.
Родители боятся, что с их ребенком обязательно случится что-то ужасное. Беда… Тяжкое испыта­ние, которое разрывает вам сердце. Шок, отрицание, неверие, гнев, отвращение… Все это нормальные реак­ции на случившееся. И со всем этим нужно справиться, чтобы оказать ребенку помощь и поддержку.
Не ждите, что ваш оболтус сам начнет разговор на эту тему. Большинство родителей свято верит: если бы случилось что-нибудь страшное, их дети пришли бы к ним.
Ваши дети доверились бы вам? Они чувствуют, что вы их можете защитить?
Некоторые подростки действительно решаются рассказать о своей беде родителям… если верят, что те правильно и разумно себя поведут. Не впадут в панику, не ухудшат положения. Сумеют найти выход.
Вот ребенок словами или поведением говорит вам о случившемся… Значит, вы добились успеха в обеспе­чении необходимой среды. Но ответьте себе на вопрос: уважает ли вас ваш ребенок?
Очень неудобный вопрос. Да только лучше попытаться ответить на него самому, чем однажды дождаться необратимой развязки.
Если ребенок доверился вам, скажите ему:
  1. Я тебе верю.
  2. Мне очень жаль, что с тобой это случилось.
  3. Я рад, что ты мне это рассказал.
  4. Я постараюсь сделать так, чтобы ты оказался в безопасности.
  5. Ты не одинок.
Родители боятся, что не справятся с отвратительным характером подростка. И не надо! Характер для него — данность. Сам подросток не является ни источником, ни виновником того, что его характер именно таков.
Затея переломать, побороть и уничтожить — бесполезная и опасная. Нет плохих и хороших характеров. Есть незнание своего характера, которое формирует опыт неудач. И есть знание и умение использовать его максимально успешно для достижения своих целей. Помогите подростку разобраться в себе.
Родители боятся: а вдруг они испытывают неправильные чувства к подростку? Ваш ребенок нуждается в одном — в безусловной любви. Это означает, что вы любите подростка несмотря ни на что. Несмотря на то, как он выглядит.
Несмотря на то, каковы его достоинства, дурные склонности или физические и психические недостатки. Несмотря на то, как он себя ведет.
Родители боятся, что они не справляются со своими родительскими обязанностями, ибо не способны на такую безоговорочную любовь.
Комплекс родительской неполноценности — плохой помощник. Лишь душу сковывает.
 Достоинства вам. И мужества…
«Не погибай по неведению»
Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.
Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь) . Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым — фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.
Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса ‘Кто больше выкурит’ двое ‘победителей’, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 — летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин. С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.
У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.
Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам — балеринами, певицами и др.)
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.
Факторы  риска.
  1. В обществе имеет место легкая достижимость веществ, изменяющих психическое состояние.
  2. Вещества, изменяющие психическое состояние, действуют немедленно, изменение психического состояния возникает сразу.
  3. Длительный и постоянный просмотр телевизионных развлекательных программ препятствует развитию творческих возможностей, воспитывает пассивный подход к жизни, что создает благоприятную основу для развития наркомании.
  4. Экономическое расслоение общества, безработица.
  5. Уменьшение мотивации к обучению, приобретению знаний и навыков вследствие потери престижности многих профессий.
  6. Повсеместная реклама табака и алкоголя.
Существуют факторы, которые удерживают человека от употребления сигарет:
  1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность.
  2. Привязанность к своим близким.
  3. Возможность активного участия в значимой деятельности.
  4. Успешность в овладевании знаниями и умениями.
  5. Признание и одобрение со стороны окружающих.
Жизнь — самое ценное, что у нас есть. Здоровый человек может прожить долгую жизнь, добиться исполнения своей мечты.

Добавить комментарий