ПРИЕМНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПРОФЕССИЯ, ВАРИАНТ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Институт профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь существует вот уже более 10 лет (с 1999 года). За это время укрепилась убежденность, что устройство детей, утративших родные семьи, в приемные семьи, детские дома семейного типа – дополнительный шанс реализовать право на воспитание в семье для всех детей, независимо от их возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии и  поведении, особенностей правового статуса. Пришло понимание, что развитие различных форм замещающей семейной заботы, в т.ч. – профессиональных, обеспечивает реальную возможность деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Известно, что опека (попечительство) над детьми является, как правило, родственной формой  семейного устройства. Нередко  изъятие ребенка из семьи в связи с отобранием  или лишением родительских прав, сопряжено с отсутствием возможности передать осиротевшего ребенка в семью родственников под опеку (попечительство): у многих детей нет родственников или имеются родственники, которые не могут претендовать на опеку, попечительство в силу преклонного возраста и/или состояния здоровья, неустойчивого социального, семейного положения, нерешенности жилищной проблемы.
Усыновление, несмотря на приоритетность для ребенка, не стало массовым процессом хотя бы потому, что граждане, желающие усыновить ребенка, отдают предпочтение детям в возрасте до 3-5 лет. Одновременно усыновление сдерживается материальной затратностью социальной (семейной) адаптации ребенка, имеющего опыт жизни в неблагополучных семейных или в институциональных условиях, что явно сказывается на количественных показателях процесса усыновления детей семьями, уже имеющими детей.
Таким образом, для ребенка, не имеющего  родственников либо имеющего неблагополучную родственную сеть, в значительной мере утратившего  возможности для усыновления в связи с истечением возраста, сензитивного для усыновления, устройство в приемную семью, детский дом семейного типа является зачастую единственной возможностью реализации права на воспитание в семье.
Среди множества моделей семьи особое место занимают семьи, имеющие приемных детей. Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна  должным образом воспитать детей.  Воспитание чужого ребёнка (по сравнению с биологическим) сопряжено с  дополнительными трудностями. Это предъявляет к профессиональной  семье  определённые требования, которые и выступают   критериями её подбора, в то же время служат гарантией предупреждения неудачного размещения ребенка в замещающей семье.
Создание приемной семьи, детского дома семейного типа – непростой  шаг в жизни семьи. В нашем районе 2 детских дома семейного типа и 15 приемных семей, 45 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей определены на приоритетные формы воспитания. Как к любому серьезному делу, к созданию профессиональной семьи необходимо быть хорошо подготовленным.   Оформляя заключение о возможности кандидатов выполнять роль замещающего родителя (по итогом социально-психологической  диагностики  и подготовки), специалистами СПЦ анализируются  возможности кандидатов по воспитанию ребенка: готовность к исполнению роли приемного родителя,  наличие качеств, необходимых для воспитания, наличие профессиональных умений и знаний, основные мотивы создания профессиональной семьи.
 Важными составляющими роли приемного родителя является осознанное желание помочь ребенку вырасти зрелой личностью, признание приоритета  интересов ребенка, не сопровождаемое чувством «жертвенности» и ожиданием благодарности, отказ от попыток решить свои проблемы созданием профессиональной  семьи. Убеждение «семья для ребенка, а не ребенок для семьи» должно руководить приемными родителями в течение всего периода времени взросления ребенка.
Качествам личности взрослого, которые позволяют успешно справляться с воспитанием, являются: эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.
Успешность или не успешность  существования приёмной семьи во многом  зависит от мотива, которым  руководствуется семья. Некоторые мотивы продиктованы личностной  проблемой или  нарушенными отношениями между   супругами и неприемлемы для работы профессиональным родителем.
 
Патронатное воспитание – новая форма заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Если Вы хотите стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая  возможность!
Патронатное воспитание —  форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Как патронатный воспитатель Вы можете:
навещать ребенка в учреждении;
принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
дать возможность ребенку хоть и короткий период  пожить в заботливой и понимающей семье;
поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.
Ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя получает возможность хотя бы пожить «в гостях», а не в казенном доме, что помогает ему пережить тяжелую психологическую травму. Дети получают шанс на приобретение позитивного опыта жизни в семье, поддержание и укрепление  родственных связей, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.
Плюсы патронатного воспитания
— Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у кого нет иных возможностей воспитываться в семье.
— Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье,  получить эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию.
— Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.
— Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами, попечителями.
Минусы патронатного воспитания
Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит).
Таким образом, приемная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье кризисных условий. Поэтому цель приемной семьи – создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и физическая реабилитация их родителей. Ребенок возвращается к своим кровным родителям, когда восстанавливается относительно нормальная жизнедеятельность семьи, и нет опасности его здоровью и жизни.

Добавить комментарий