«Воспитание подростка. В чем трудности?»
ВЗРОСЛЕНИЕ — это процесс подготовки подростка к роли взрослого человека. Юношам и девушкам в этот период кажется, что о жизни они все знают, все умеют, и поэтому всеми силами стремятся поскорее утвердить себя в новом мире. Конечно, молодые люди глубоко заблуждаются. Одиниз древних философов как-то сказал: «Молодые люди ДУМАIОТ, что они знают жизнь, а пожилые ЗНАIОТ, что они знают жизнь». К 15-16 годам девочки и мальчики превращаются в юношей и девушек. Они меняются на глазах. Значительные перемены в физическом развитии, половое созревание, появление сексуального влечения — все это говорит подростку о том, что он уже ушел из мира детства и для него начинается новая, «взрослая» жизнь.
Подростки понимают, что стали другими, но в мире взрослых они еще долго будут чувствовать себя неуверенно. Почему? Да потому, что еще не способны выполнять роль взрослого человека во всех сферах жизни. Подростки еще учатся в школах, не работают, а значит, продолжают полностью зависеть от родителей. Они претендуют на самостоятельность, но самостоятельно действовать еще не умеют. Начать думать, что ты взрослый — еще не значит стать взрослым. Этому нужно учиться. Но чтобы учиться быть взрослым завтра, необходимо уже сегодня придерживаться тех требований и норм, которые бытуют в жизни каждого взрослого человека.
Психологические изменения в характере
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД — это время, когда мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Он наступает в возрасте 14-17 лет и считается в психологическом плане одним из самых трудных и неустойчивых.
Подростковый период мальчиков и девочек характеризуется резким гормональным всплеском. Ведущее место в симфоническом оркестре гормонального пробуждения играет щитовидная железа — отсюда возбужденность, обидчивость, раздражительность, смены настроения. Постепенно активность щитовидной железы уменьшается и на первое место выходит партия половых желез. Постепенно устанавливается гармоничность облика подростка, диссонанс в работе отдельных желез прекращается, половые железы входят в умеренный ритм -это зрелость.
У небольшого количестве девочек (5-8 %) наблюдается юношеское увеличение щитовидной железы. Оно может протекать с понижением или повышением функции этого органа. При этом могут наблюдаться дискомфорт, повышенная утомляемость, склонность к запорам, покалывание в области сердца и другие неприятные для ребенка явления. В этом случае желательно показать ребенка врачу-эндокринологу. Родители чувствуют, что ребенок вступает в сложный период своей жизни — период неконтролируемых эмоций, бунтарства и неосознаных желаний. В это время больших перемен восприятие всего нового становится у подростка более совершенным и тонким, развивается абстрактное мышление, повышается концентрация внимания. Окончательно формируется характер ребенка, его индивидуальные качества. Подросткам свойственна буйная фантазия, самостоятельность, чувство справедливости, оптимизм, жизнерадостность.
Кризис юношеского возраста характеризуется тремя основными признаками:
1. Отчуждение от мира взрослых и утверждение себя как личности.
Ребенок стремится обозначить границы своего «Я» в отношениях с другими людьми. Чужое мнение он уже не берет на веру, как это было 1-2 года назад, он высказывает свое мнение, даже ничем не подкрепленное, и пытается отстоять его всеми доступными ему способами. Подросток создает для себя свой собственный мир, у него свои тайны и переживания, свой взгляд на действительность. Он старается не допустить в этот мир взрослых, считая, что вторжение в него, — посягательство на его индивидуальность, на его «Я».
2. Противопоставление себя окружению, в особенности семейному.
Юный человек пытается отгородиться от родителей или просто взрослых с помощью вызывающей прически или экстравагантной одежды, он выбирает приятелей, которых родители не одобряют, бравирует крайними, нетерпимыми суждениями. Он добивается признания своей неповторимой индивидуальности, не отрекаясь от ценностей семьи и общества. Родители, часто не понимая причин такого поведения, бросаются из крайности в крайность: то проявляют чрезмерную строгость, то слишком большую снисходительность. А самое правильное, что они могут сделать в сложившейся ситуации, это донести до своего ребенка в спокойной, доброжелательной обстановке те сведения о половой жизни, которые тот ждет. Не только помощь, но и совет, нужный порой при возникновении тревожных ситуаций, чреватых опасными последствиями.
З. Стремление к авторитетам, чуждым родителям.
Юный человек в подростковом возрасте уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Манеры его меняются быстрее, чем образ мыслей. Подросток охотно верит в то, что секс — это средство бросить вызов другому миру, миру взрослых. И он часто прибегает к этому средству, пытаясь доказать родителям, всем окружающим и прежде всего самому себе, что он уже не мальчик или девочка, а вполне сформировавшаяся личность, способная на самостоятельные поступки.
Родители, часто весьма неуклюже, дают подростку скудные сведения о половой жизни, боясь, что, получив эту информацию, ребенок воспримет ее как своего рода «побуждение к действию». Не получив от родителей ответы на интересующие его вопросы, подросток добывает необходимую информацию на стороне, на улице. Представления о половой жизни часто бывают извращенными, наполовину выдуманными, но тем не менее они интересны своей новизной и необычностью. Подросток начинает видеть в своем «просветителе» некий авторитет, начинает прислушиваться к его словам, подражать его поступкам. Это новое «острое блюдо» в его жизни, в отличие от чересчур <пресной домашней пищи».
В результате физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он может расстроиться из-за малейшего дефекта в своей внешности, преувеличивая его значение. Движения его становятся угловатыми, потому что он не может еще управлять своим новым телом так легко, как раньше; так же трудно ему управлять и своими новыми чувствами. Подросток становится очень обидчивым, болезненно реагирует на любые замечания, он стесняется своей угловатости, своих веснушек, слишком длинных рук и ног, малейшей погрешности в одежде. Он старается избегать представителей другого пола, а при общении с ними, чтобы не показать застенчивости и робости, — грубит и дерзит им. Это особенно часто проявляется у тех детей, которые в течение многих лет общались только с представителями своего пола.
Очень большое значение в развитии положительных черт характера у подростка имеет окружающая его обстановка. Если в семье, где живет подросток, постоянно происходят скандалы, пьянки, то трудно ожидать, что он, как губка, не впитает в себя все то плохое, что его окружает. И не грубую эротику должен видеть ребенок в семье, а добрые сердечные отношения отца и матери, их уважение друг друга, постоянную готовность помочь близкому человеку в трудной ситуации.
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.